К юбилею Юрия Ивановича Преображенского

  • 2
  • 11.05.2022

Заслуженный художник РФ, кандидат педагогических наук Юрий Иванович Преображенский отметил свое 85-летие. Член Смоленского отделения Союза художников России Юрий Иванович отмечен наградами, имеет нагрудные знаки «Отличник народного просвещения», «Почётный работник высшего образования России», медаль «Ветеран труда». Окончив Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, он стал одним из основателей художественно-графического факультета Смоленского государственного университета, посвятил много лет его развитию, работал профессором и заведующим кафедрой изобразительного искусства.

Выставка, приуроченная к этому юбилею, дала широкое представление о разных этапах и направлениях творчества художника. Всем смолянам, интересующимся живописью, Юрий Преображенский известен своими пейзажами, в которых показывает необыкновенное мастерство. Они дают пример академической школы русского реализма, которая требует долговременной работы над сюжетом, послойной прорисовки для достижения точной детализации. Изображения природы разных времен года имеют интимный, лирический характер. Это лирика тишины и покоя.  Творчество художника завораживает способностью ухватить мимолетность разных состояний природы («Дорога» (1991), «Полдень» (2001), «Апрель» (2003), «Осеннее утро» (2013)).

Панорамные пейзажи передают эпическую широту пространств, охваченных изменениями, вызванными сменой сезонов («Холодный день» (1980) «Золотая осень» (2001), «Осенние туманы» (2001), «Озеро Чистик» (2001), «И вновь весна» (2011)). Эти пограничные состояния касаются не только времен года, но и времени дня, например, особого момента утра, когда солнце заливает поляну и лесной массив («Голубое утро» (2007)), надвигающиеся сумерки, завершающие многоцветие ранней осени «Теплый вечер» (2002). Работы с удаленной точкой зрения дают ощущение тотальной всеохватности пространства, показывают природу как источник неиссякаемого вдохновения для художника (Полдень» (1965), «Озеро» (2003-2007), «Октябрь» (2014), «Дороги к храму» (2012), «Скоро весна» (1984), «Осенняя пора» (2014).

Особенно читаем аллегорический смысл в картине «Осенние туманы» (2001). Древний лес скрывается в тумане осени, хорошо видны деревья основного массива, и на первом плане окружены светом маленькие сосенки – символы детства, вечного обновления и торжества жизни. Цепляет внимание зрителя работа в пастельной технике «Октябрь» (2014). Показан панорамный вид, открывающийся с одного холма на другой. Лесной массив, покрывающий холм, находится в тени от проходящей по небу тучи. Но само небо остается за рамой, видна лишь его тонкая полоса над горизонтом. Свет на простирающиеся дали падает таким образом, что мы видим, как солнечные лучи пробиваются сквозь тучи, заливают пространство и участок ближнего плана, высветляя осеннее золото берез и дорогу. Дорога огибает теневую зону лога, закольцовывая композицию светом и реализуя образ «светлого пути». Этот путь проходит мимо пашни, хозяйственных построек, мирно пасущейся коровы. Мифопоэтическая цикличность изображенного пространства проявляется в ритме верха и низа, тьмы и света. Такой же прием применен в пейзаже «Озеро» (2003-2007), написанный маслом. Светом заполнена формирующая второй план равнина, на краю которой изображены изба и дворовые постройки. Поляну окружают лес и озеро. Композиция закольцована теневыми зонами, обрамляющими центр, сквозь назревающее ненастье пробиваются солнечные лучи.

Такая подробная разработка пейзажа позволяет проиллюстрировать практически всю теорию жанра работами Юрия Преображенского. Это касается разнообразия времени и места природоописания, сложности композиции. Кроме отмеченных выше примеров, можно отметить работы с множественными акцентами («Лесной ковер» (2003)), поэтику свободного пространства («Полдень» (1985), «Дороги к храму» (2012), «Снега, снега» (2019)). Кроме лесных пейзажей, представлены сельский («Март» (1980), «Март. Переславль Залесский, ул. Нижняя Крестьянка» (1984), «Март» (1989)) и архитектурный пейзаж («Весна в Переславле Залесском» (1986)). Выделяется по тематике работа 2019 г. «Трагедия». Романтическое противостояние челна буйству стихии задает высокий уровень символизации. Работа написана в преддверии общечеловеческой катастрофы, с 2019 года волнами пандемии, захлестывающей мир.

Натюрморты Юрия Ивановича посвящены жизни, основные ценности которой – простота, естественность, натуральность. «Натюрморт с яблоками (на фоне фрагмента работы А. Мессины “Дева Мария” – 15 в.)» представляет собой сложное сочетания жанров портрета и натюрморта в композиции мизанабима (картины в картине). Такое совмещение жанров создает напряжение смыслов, диалог между сюжетами рамочного и включенного произведений. Антонелло да Мессина стал тем мастером эпохи Возрождения, который довел практическое использование законов перспективы и геометрической строгости композиции в живописи до уровня высокого мастерства, став образцом для последующих поколений художников. Картины его наполнены атмосферой спокойствия. Эта бессуетность придает портретам мастера облик истинного величия.  На картине Мессины изображена Мария, прерванная Благовещением Ангелом. Особенность образа Богоматери в том, что она здесь без традиционных атрибутов, возвеличивающих ее, простая, скромная девушка, все богатство которой – в чистоте души. Юрий Преображенский включил фрагмент лица, обрамленного лишь кромкой плаща таким образом, что создается впечатление молодой женщины в платке, сравнимый с образом русской крестьянки. Его органично дополняют детали натюрморта вокруг портрета – рябина, крынка, яблоки, хохломой расписанная плошка. Русификация Сицилийской Мадонны показывает универсальное значение истинной красоты. Традиционно изображение яблока рядом с образом Богородицы указывает на ее победу над первородным грехом и превращается в плод искупления. У рябины также созвучная Богородице защитная символика растения-оберега.

Каждый жанр дает художнику новые возможности осознать и визуализировать содержательный пласт изображаемого объекта. Портретные зарисовки психологичны, предают характер индивидуальности. Олицетворением романтической мечтательности стал «Портрет молодой женщины» (1987). Мужественность и непоколебимость видна в изображениях Кима Николаевича Бритова (1987) и Алексея Павловича Белых. Это художники-фронтовики, чей славный путь отмечен подвигами и опытом военной жизни. Упорство и целеустремленность характеризуют индивидуальность Зудова Николая Ивановича (1987), прославлявшего в своем творчестве красоту старинного Серпухова. Философичность и созерцательность свойственна облику Парамонова Альберта Леонидовича (1987), художника, увлеченного Толстым, Кантом и религиозной философией. Портрет Козельского Петра Николаевича (Директор “Академички”)» наполняет ощущением внутренней интеллигентности (1987)). Бывший фронтовик-танкист, он много лет возглавлял «Академическую дачу имени И. Е. Репина» в окрестностях Вышнего Волочка, помогая художникам, опекая их творческую деятельность.

Особо надо отметить новую тенденцию в творчестве Юрия Преображенского, которую мы обозначим как символический мифологизм. Это мотив столкновения с инфернальными силами в «Чертовщине» (2014), древние хтонические пресмыкающиеся в «Змеином рае» (2015), битва первобытных людей с древними рептилиями в «Сне крокодила» (2016), цветовая космогония в «Рождении жизни» (2016). Мотивы картины «На просторе» (2016) – скачущий на коне всадник в развивающемся плаще, еще один на дальнем плане, летящие параллельно белая и черная птицы. Работа «Вечный зов» (2021) изображает буйство кентавров, символов исступленной страсти. Ангелов окружают химеры в «Контрастах Нотр-Дама (г. Париж)» (2021). Это новое развитие мифологического жанра соприкасается с «фантастической живописью», похожей на эскизы к фантастическим фильмам. Работы этого направления отличает предельный динамизм, накал эмоций. Сюжеты показывают разные подходы к изображению антагонизма добрых и злых начал. Близки к ним две похожие по технике исполнения психологические работы «Подросток» (2015) и «Страсть» (2016). В первой центробежный вихрь мазков, пятен, штрихов, создающих нечеткие силуэты лиц и птиц, проступающие фигуры или их подобия обрамляют лик, большеглазый и большегубый, проявление формирующейся из хаоса чувств и впечатлений юной души.

И представленная публике юбилейная выставка, и развитие творческой системы в целом демонстрируют тенденции к расширению форм выражения, одновременно с этим к обогащению содержательно-тематического аспекта, усиление внимания к игровой функции искусства.

Творческий путь Юрия Преображенского неразрывно связан со Смоленщиной, с художественным образованием в нашем городе. Его ученики, преподаватели художественно-графического факультета СмолГУ, художественных и общеобразовательных школ нашей области благодарны своему учителю за переданное им творческое и педагогическое мастерство.

Поздравляем Юрия Ивановича с юбилеем, желаем здоровья и неиссякаемого вдохновения!

Алла Радионова