22 сентября в 16 часов в доме художника на втором  этаже состоялось открытие выставка памяти Заслуженного художника России Агеевой Нины Ипполитовны. 90 лет со дня рождения.

«Маленькой девочкой в московской коммуналке, выходящей окнами во двор-колодец, она исхитрилась найти место, где, сидя на полу, можно было увидеть кусочек неба. Потом много лет она начинала день с того, что первым делом выглядывала в окно – какой сегодня будет свет в мастерской?

Быть художником Нине Ипполитовне Агеевой было предназначено свыше. Музыка, поэзия и изобразительное искусство сопровождали её с самого детства. Школьницей она занималась в изостудии Московского Дворца пионеров, а поступив в 1950 году в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), посещала занятия изостудии Клуба строителей, которой руководил выпускник ВХУТЕМАСа Б.Ф. Рыбченков. В 1955 году, сделав окончательный выбор, она поступила учиться на художественно-графический факультет Московского городского педагогического института (МГПИ). По окончании института в 1960 году, под влиянием своего учителя народного художника СССР Б.М. Неменского, одержимого идеей эстетического воспитания в средней школе, Агеева вместе с однокурсниками Владимиром Ельчаниновым и Валерием Ласкиным приехала в Смоленск преподавать на создаваемом в местном педагогическом институте художественно-графическом факультете, где и проработала с 1960 по 1969 год.

Становление Агеевой как художника выпало на пору «шестидесятничества», когда «суровый стиль» заполонил выставочные залы картинами с рыбаками, строителями, геологами. Агеева же начинала с полотна «Вечер», где в трогательном единении представлены три поколения женщин: бабушка, мама и маленькая дочь. Здесь уже заложено то, что станет неотъемлемым в творчестве художницы: приверженность к портрету-картине, тщательная разработка цвета и осознание святости и незыблемости семейных ценностей.

Над двумя вариантами картины «Семья» Агеева работала десять лет. У «Древа жизни» (в другом варианте – в ирреальной, изысканной по красоте живописной среде) изображена семья деда художницы: глава её в военном мундире, мать в строгом наряде, четыре дочери в гимназических платьях (в их числе – мама Нины Ипполитовны) и мальчик в матроске. В те 80-е годы, при советской власти, ассоциаций с царской семьей не возникало даже у самой художницы – в картине нет ощущения трагичности, напротив, мир, лад и любовь связывают всех членов семьи. И всё же, в этой ассоциативной связи венценосной и обычной семьей служивого дворянина прослеживается крестный путь русской интеллигенции.

За пределами «семейного» круга герои портретов Агеевой – это, как правило, интеллектуальные творческие личности. Среди них А.В. Эфрос, портреты которого она писала неоднократно, будучи другом семьи великого режиссёра. В этом же ряду портреты смоленского литературоведа В.С. Баевского, несущие эстетический идеал своего времени: нарочитую «суровость» – сосредоточенность и целеустремлённость.
Портрет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) «Молитва Владыки» она писала с 1998 по 2003 год. Рисунки к портрету делала в полумраке собора, освещённого всего лишь одной свечой во время чтения архипастырем «Покаянного канона Андрея Критского». Портретное сходство здесь несомненно, но главное – это молитвенное предстояние Владыки, в котором сконцентрированы помыслы и чаяния сотен людей, находящихся в храме.

Агеева – художник мировоззренческий. В начале 70-х годов она много работает над графическими сериями иллюстраций к сказкам Г.-Х. Андерсена и повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход». Одновременно она пишет интеллектуально наполненные, с тонкими цветовыми вибрациями полотна: «Большой зал Московской консерватории». «Цветы для иконы Богоматери Одигитрии», «Бюст-памятник доктору Ф.П. Гаазу», «Белые колонны» и другие. В начале 80-х неожиданно появляется серия «Коридоры» с лабиринтами серых стен, пугающих своей «тупиковой» безысходностью.

Творчество Агеевой не втиснешь в периоды, жанры и темы. Она писала трепетной душой своей со многими сомнениями и раздумьями. Над картинами работала подолгу, порой годами, была истинным профессионалом, всегда ставила перед собой цели и осмысленно добивалась их. И ещё, каждое произведение Агеевой облагорожено классической музыкой, которую она просто боготворила и постоянно слушала, отсюда – очень тонкая внутренняя организация её работ.

В 2004 году Нине Ипполитовне Агеевой было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Созданными Агеевой портретами, натюрмортами со скрипками, букетами цветов восхищались; задумчиво замирали перед сюжетными полотнами, стараясь вникнуть в их глубинную суть, и писали в книгах отзывов: «Никогда не простил бы себе, если бы пропустил эту выставку», «Ваши работы просто не отпускают», «Вы заставляете вглядеться в себя и задуматься о Главном»…

В конце жизни она писала удивительно трогательные небольшие картинки из своего красногалстучного пионерского детства, а когда уже не хватало сил добраться до мастерской, почти до последнего своего часа не расставалась с пером и карандашом. Она ушла в вечность на пороге своего девяностолетия, оставив нам дивные полотна, тонкие, проникновенные офорты и рисунки и светлый образ праведницы, беззаветно посвятившей себя служению высокому искусству.»

Владимир АНИКЕЕВ