Областная художественная выставка «Одигитрия — Святыня города»

  • 18
  • 27.07.2023

27 июля в 15:30 в Доме художника на втором этаже состоялось открытие Областной художественной выставки «ОДИГИТРИЯ — Святыня города».

Областная художественная выставка

«Одигитрия – святыня города» в Доме художника

Отражение в искусстве религиозных мотивов и библейских сюжетов всегда воспринималось как сублимация духовного опыта поколения. Произведения художников не только отражают их внутренние переживания, поиски и мистические опыты, но и формируют моральные ценности современников и потомков. Областная художественная выставка «Одигитрия – святыня города» объединила усилия смоленских художников в этом направлении. Зрители видят в композиции религиозные натюрморты, пейзажи, интерьеры, иконы, скульптуры и керамические изделия.

В религиозных натюрмортах предметы из ежедневной жизни, фрукты, цветы и другие предметы сочетаются с религиозными символами и мотивами. В мизанабиме В.Е. Самариной «Древние доски» старинные иконы создают многоплановую сценичность произведения. Древние изображения Христа и святых не только сохраняют традиции искусства, техники старинных стилей, но и отражают взгляды людей прошлых эпох, духовную связь между поколениями. Только что погашенная свеча может быть интерпретирована как символ завершения какого-то периода в жизни или истории, конец одного состояния и начало другого. Так создается визуальный контраст между вечным и временным. Еще одну работу В.Е. Самариной «Свечи» (2020) можно трактовать как метафорическое представление разных человеческих судеб в образе церковных свечей.

Символизирующие чистоту и духовную красоту лилии дополняют композицию с иконами и подсвечником в работе В.И. Чертковой «Натюрморт с лилиями» (2004). Это создает слияние обыденного с духовным. Тот же прием в натюрморте пастелью Л.Н. Шулики «Образок» (2022). На фоне иконы под рушником цветы, ягоды и яйцо, как образ целостности вселенной. И в натюрморте В.К. Еленецкого «Утро» (2007) иконы и цветы, но здесь связующий мотив – бабочки, отсылающие к идее преображения и перерождения души.

Натюрморт в пейзаже выполнила Т.В. Мещерякова («Смоленский букет» (2023)). В нем полевые цветы на фоне храма Иоанна Богослова создают праздничность и нарядность бытия благочестия, когда человек в гармонии с собой, временем и пространством.

Религиозная архитектура в живописи служит визуальной метафорой философских тем. Такие пейзажи могут создавать загадочную и мистическую атмосферу, или передавать настроение медитации и покоя (С.М. Богомолов «Свирская церковь» (1987), Г.Б. Русецкий «Храм в Пржевальском» (2022), «Колокольня в Свирской церкви (2021)» В.О. Родионова «Храмы Заднепровья в Смоленске», И.А. Гончарова «Надвратная церковь» (2023), С.Е. Потапов «Святая обитель» (2023), Т.Е. Резник «Колокольня Церкви Рождества Христова в Ярославле», А.В. Матющенков «Храм Вознесения Господня в с. Кузьмичи» (2023), В.А. Лавренов «Вечер над городом» (2004), «Осенний город» (2005), «Авраамиевский монастырь» (2010), «Зимние сумерки» (2016)). Когда религиозные архитектурные сооружения интегрируются в пейзаж, это подчеркивает связь между трансцендентным и окружающим миром (Г.Б. Русецкий «На озере “Сапшо” ветер» (2021), «Мороз и солнце» (2021), И.В. Солдатенков «Часовня под покровом» (2023), В.Г. Корольков «Вечерний звон»). Живописные изображения церквей и храмов, соборов и монастырей придают величественность пространству.

Художник В.Е. Попов изобразил храм Одигитрии в Вязьме («Святыня» (2019)), сосредоточившись на экспрессионистичной передаче впечатлений, настроения и эмоций, вызывает этот памятник. Он – видение духовности, воплощение сакральности в ареоле света.

Глубокий духовный, эмоциональный и философский подтекст вносит в религиозной живописи концепт дороги, являясь метафорой духовного стремления или поиска (Т.К. Новикова «Дорога в храм» (2023), С.И. Сафонов «Дорога в поле» (2022)). Другой прием – сочетание иконописного изображения с архитектурным храмовым пейзажем, как в темперной живописи Г.В. Намеровского «Церковь Архангела Михаила» (2009). Архитектурный фон расширяет интерпретацию иконописных образов, добавляя им дополнительные аспекты значений вневременности.

  В работе Е.А. Епихиной «Хорошие новости» (2023) сороки, которые в культуре ассоциируется с переменами и трансформацией, летят с добрыми предсказаниями будущего, символом которого является церковь. В минималистическом пейзаже А.Н. Зорина «Храм» (2023) впечатляет динамика композиции, линиями архитектурных объемов направляющая взгляд зрителя в небо.

Изображение церковных интерьеров позволяет художникам передать атмосферу молитвы, поклонения и духовности. Столпы, арки, иконостасы и другие детали служат визуальными элементами, поддерживающими религиозное содержание произведения (Г.В. Намеровский «В музее» (2001)). В храмовом интерьере В.В. Петькова «Огонек в печи» для запечатления избран не парадный вид на иконостас или службу, взгляд зрителя направлен на неприметную часть пространства, в которой разворачивается бытовая жизнь и находятся обыденные предметы: скамьи, табуреты, печь, стол для книжной лавки. Только с краю видны предметы храмовой утвари – напольный подсвечник и алтарь. Но проникающие через окно храма лучи света наполняют все вокруг ощущением присутствия сакральной силы. Блики света перекликаются с огоньком печи и указывают на связь микрокосма и макрокосма, человеческого сердца и небес.

А.Е. Дроздова изобразила службу в Успенском кафедральном соборе Смоленска («Сохрани под покровом твоим» (2023)). Воины в походном снаряжении просят защиту у Богоматери Одигитрии, проявляя веру и убеждение в ее силе посредницы между человеком и Богом, помогающей в трудные моменты. Этот сюжет тематически связан с историческими событиями 1812 года, что создает перекличку того и нашего исторических моментов. Картина Ю.Г. Мелькова «Перед чудотворной иконой Богоматери Одигитрии Смоленской на Бородинском поле в августе 1812 года» изображает ситуацию духовной поддержки воинов перед Бородинской битвой, главного сражения Отечественной войны 1812 года. 10 августа Икона Божьей Матери Одигитрии была вынесена на поле перед битвой, совершены благословение и молитвы. Это событие дало вдохновение, укрепило дух солдат, веру в божественное руководство и защиту. С детальным описанием картины можно ознакомиться более подробно: https://artdoart.com/product/1750. Ту же ситуацию интерпретирует В.А. Показеев «Вынос иконы» (2012).

Темой работы Н.А. Корольковой «Молитва» (2023) стала девочка-подросток в минуту молитвенного обращения с церковной свечой у подсвечника перед Богоматерью в момент духовного стремления и поклонения. Иные чувства – любопытства и первого интереса к вопросам религиозной веры – в этюде Т.В. Фроловой «Дети в храме» (2023). Мотив ребенка в аналогичный сюжет богослужения ввел и И.В. Солдатенков («Поклонение Одигитрии» (2021)).

Монахини в работах М.В. Ужакиной «Смирение» (2023) и «К свету» (2023), посвятившие себя духовной практике и молитвам, предстают в смиренном храмовом служении. Аллегория абсолютного отречения от мира поддержана скупостью монохромной живописи. Прозрачность акварели словно отражает иллюзорность материального бытия, когда оно устремлено к высшему и потустороннему свету.

Отдельные элементы церковной архитектуры особенно нагружены значениями. Триптих «Колокольный звон» Н.В. Роот фиксирует внимание зрителя на колоколах, как символах божественного присутствия. Традиционно колокольный звон служит напоминанием о смерти и бренности жизни, прошедших временах, также они – символы соборности, объединения и общения верующих, в то же время ассоциируясь с праздниками, торжествами и радостью. Звон колоколов может собирать людей на церковные службы или другие события, подчеркивая важность общности и совместного служения. Акварели Н.В. Роот как будто бы передают звук, разносящийся под сводами звонницы. Тот же эффект – в этюде М.В. Ужакиной «Колокола».

Широкий спектр эмоций вызывает композиция Т.А. Еленевой «Завтра вербное» (2023) со старушкой цветочницей на главной площади. Зритель здесь становится городским прохожим, которому предлагается купить букетик вербы накануне предпасхального праздника. Верба – это символ воскрешения и возрождения, так как она первая расцветает после долгой зимы, но также она ассоциируется с грустью и меланхолией. Лицо цветочницы печально-задумчиво. Однако верба знаменует надежду на лучшие времена, стойкость, неустрашимость и жизненную силу.

Иконы остаются вечными образами веры, благочестия и духовности. Лики святых и сцены из их жизни передают разнообразные аспекты веры и моральных ценностей. Живописные иконы сочетают традиционные мотивы и современные художественные подходы. На иконе Д.В. Петруленкова «Спас» (2023) образ в ковчеге дополнен нимбом из металлической арматуры, что объединяет мотивы славы и страданий. К образу Спаса Нерукотворного обратился и А.А. Комаров, назвав свою работу «Свет». В «Умилении» (2023) А.В. Шкурат проявляется традиция иконописного примитива, сгущенный контур упрощает образ, отсутствие фактуры материала показывает его нематериальную сущность. А.А. Комаров представил свою «Одигитрию Смоленскую» (2023). Это современная икона с видимыми элементами старения или недописанности подчеркивает связь с иконописными традициями прошлого, преходящую природу мира. Такой аскетизм в живописи также свидетельствует о выражении покорности и смирения в отказе завершить невозможное, которым является материализация сакрального.

Икона Н.Г. Карташова «Кирилл и Мефодий» (2015) посвящена византийским ученым и миссионерам, которые внесли огромный вклад в распространение христианства и развитие славянской письменности. По традиции они изображаются вместе, в монашеской одежде, с атрибутами, указывающими на их деятельность. Кирилл держит свиток с кириллическим алфавитом, а Мефодий – Закон Божий и крест-посох, символизирующие его миссионерскую работу.

В.Н. Москаленко в «Посвящении Андрею Рублеву» (2007) создал визуальную интертекстуальность, воспроизведя сюжет «Троицы» А. Рублева: Отца, Сына и Святого Духа – сидящими за столом. Эта икона XV века стала одним из основных символов русской православной духовности, общечеловеческого единства и гармонии. И для современных художников она остается источником вдохновения. В.Н. Москаленко поместил «Троицу» на среднем, центральном плане на фоне смоленских храмов. К ней от зрителя идет дорога, на полотне которой стоит лыковый туесок с васильками и пшеничными колосьями, символизируя добро, любовь и мир.

Древней традицией являются деревянные иконы, выполненные резьбой по дереву с живописью по деревянной поверхности. В этой технике И.Н. Пырцов создал свою «Богоматерь Смоленскую Одигитрию» (2014). Киот с богатым резным декором подчеркивает значимость образа, а орнаментальные мотивы придают изображению особенную праздничность.

Скульптурная композиция из дерева «Избранные святые» (2000) В.И. Гращенкова представляет местночтимых святых: Авраамия, Меркурия и благоверного князя Андрея Смоленского. Эти три столпа веры объединяют церковь, воинство и светскую власть.

В скульптуре А.Н. Русецкой «Жертвоприношение» запечатлен патриарх, приносящий в жертву агнца, символизирующего жертву Христа и его спасительную роль. Сцена имеет дополнительные значения примирения с Богом, самопожертвования самого патриарха в служении другим людям и высшей цели.

Необыкновенной выразительности добился К.Ф. Куликов в терракотовых скульптурах «Искупление» и «Спаситель» (2015), изобразив голову в терновом венце, а во второй скульптуре лишь ноги распятого Спасителя. Это очень сильные образы Того, кто омывал ноги другим. Они напоминают о Его человеческой природе и уязвимости, совершении духовного пути, принятии добровольного мученичества в жертвенной любви к спасаемым, призываемым идти по Его стопам.

Смоленские художники, вызывая зрителя на диалог о смысле человеческой жизни, чувствуют, что религиозные темы требуют особой осторожности, и с большим тактом, с уважением к традиции и канонам создают высокую эстетику прикосновения с миру сакрального.

Алла Радионова