Выставка «Два взгляда». Алёна Дроздова и Татьяна Резник

Выставка «Два взгляда». Алёна Дроздова и Татьяна Резник

  • 4
  • 30.08.2014

В разгар июльской жары 2014 года в Доме художника открылась выставка с таким названием — «Два взгляда». Художники, которые представили зрителям свои произведения, Алёна Дроздова и Татьяна Резник. Открытия ждали, его переносили, а когда оно состоялось, то возникло такое чувство, что все кстати: и более поздний, чем планировалось, срок открытия выставки, и сочетание ее с экстремальными погодными условиями, и большое количество пришедших на вернисаж, и живая музыка, звучащая в зале. Все прошло празднично, с добрыми пожеланиями и напутствиями, с удивлением и радостью по поводу представленных произведений — живописных полотен и графических листов. Зрителям открылось выставочное пространство, в котором ведётся диалог, предстает реальный мир в восприятии двух художников. Искренность их творчества подкупает и создает неповторимую атмосферу.

У Алёны и Татьяны много общего: они обе — коренные смолянки, родились в 1977 году, одновременно пришли в Смоленскую детскую художественную школу в класс к заслуженному художнику России Попову Анатолию Илларионовичу, который учил не только мастерству, но ещё терпеливо и настойчиво прививал своим ученикам любовь к изобразительному искусству. Общие занятия сблизили и положили начало дружбе, которая длится уже почти 30 лет. Учёба в художественной школе подтвердила правильность жизненного выбора, и профессиональное образование юные художники получили художественное, Татьяна — на художественно-графическом факультете Смоленского государственного университета, Алёна — в Смоленском государственном институте искусств.

Начиная с середины 90-х годов, Алёна и Татьяна — участницы выставок, областных, региональных, международных. Важным и значительным событием в жизни Алёны стало вступление в Союз художников России в 2002 году. Участие в выставках отмечалось дипломами, призами. Но не только награды связаны с участием в вернисажах. На выставкомах приходиться выслушивать критику, но это необходимо, это — взгляд со стороны, без которого нельзя двигаться вперед по дороге творчества. И у Алёны, и у Татьяны уже прошли первые персональные выставки, появился опыт подготовки ответственных показов. Так что планы проведения выставки «Два взгляда» возникли не случайно. Вот такие они, две творческие индивидуальности, каждая из которых самостоятельно постигает секреты мастерства. Выставка ждёт зрителей на первом этаже Дома художника. Экспозиционная площадь разделена на два небольших смежных зала, которые существуют не рядом, а вместе. Живопись Алёны и графические листы Татьяны сливаются в единый гармоничный мир, созданный художниками для каждого, кто придет на выставку.

Живопись Алёны, она пишет маслом на холсте, яркая, сочная, динамичная захватывает сразу — вот как оказывается можно увидеть известные уголки города и памятные места Смоленской земли, например, мостик в усадьбе Новоспасское. В пейзаже многообразие палитры художницы проявляется в полную меру. Цвет доминирует в картинах, он создает форму и объем, организует внутреннее пространство полотна.

Родной город предстаёт перед нами меняющимся в зависимости от времени года. Работы отличает продуманное цветовое решение в разных эмоциональных состояниях и колористических настроениях. Особенно красив Смоленск в осенних пейзажах, когда на полотне полыхают огненные краски, заставляя вспоминать о той сентябрьской поре, которая за эту звучность называется золотой. Часто времена года дают и название картинам — «Осень», «Весна», «Зима»». Свободно и уверенно художница использует многочисленные цветовые нюансы и гармонизирует пространство холста, продуманно уравновешивая колорит и создавая пейзажи-настроения. Задумчив, будто уснул, «Зимний Смоленск» с куполами собора на холме и припорошенным снегом берегом Днепра. Притих вечерний сумеречный город, и только яркость огней говорит о его напряженной жизни. Иногда пейзажи Алёны — это впечатления от поездок, путешествий, и тогда в них видится некоторая осторожность — живописец пишет то, что ещё не до конца увидел и узнал, и тогда чуть-чуть приглушается цвет, как в пейзаже «Площанская пустынь».

Талант художника-колориста ярко раскрывается в натюрмортах Алёны. В них тот же цвет — экспрессивный и всепоглащающий. Размашистый, смелый мазок, плотная фактура живописи. И звучат, искрятся «Люпины», оживает в маленькой вазочке трогательная роза.

Обращается Алёна и к портретному жанру, на выставке «Автопортрет» и «Портрет бабушки Марфы». В автопортрете совсем не тот праздник цвета, который так покоряет нас в пейзажах и натюрмортах. Это — работа строгая и аскетичная, цвет стремится к монохромности. Перед нами образ человека сдержанного и почти сурового. Значит, бывают и такие настроения у художника, и Алёна не скрывает это от зрителей, и об этом рассказывает откровенно.

А в портрете бабушки Марфы чувствуется доброе отношение автора к портретируемому. И ещё, внимательный зритель отмечает не только портретное сходство, но и стремление живописца к раскрытию характера прошедшего долгий жизненный путь человека. Портрет установлен на мольберте, он привлекает внимание сразу, и, когда покидаешь зал, тоже смотришь на него, как бы завершая встречу с художником.

От Алёниных живописных полотен — переход в зал Татьяны, где творческая индивидуальность раскрывается в графических листах, выполненных в разных техниках. Из множества возможностей графики Татьяна обращается к таким, которые позволяют работать с цветом. Наиболее любимы гуашь и, особенно, близкая по своей специфике к живописи пастель, её мягкий и приглушенный цвет соответствует внутреннему миру художницы. Из жанров предпочтение отдается натюрморту и пейзажу.

Творческий взгляд выделяет из нашей повседневной жизни сюжеты, которые мы видим каждый день, но не замечаем их значимость и красоту. Необходимость таких наблюдений заставляет художника внимательно всматриваться в окружающий мир и видеть его каждый раз по-новому, как бы другими глазами.

Татьяна — художник-лирик, отсюда идёт смысловая глубина, которая присутствует в её графических листах с их цветовой модуляцией, многочисленными мягкими переходами от одного тона к другому. Это проявляется в пейзажных композициях «Старые деревья», «Мартовский снег», «Весенний город», «Осенний вечер». Пейзажи красивы, наполнены особым светлым поэтическим чувством, а ещё их отличает цветовая уравновешенность и гармоничность композиционного настроения. Мотивы для них подсказывает родной город и его любимые места — сквер Блонье, храмы, исторические здания.

В натюрмортах с цветами лирическая сторона дарования Татьяны раскрывается наиболее полно. Неторопливо и вдумчиво она выбирает постановки, продумывает ракурсы, и создаётся особое пространство, в котором живут цветочные композиции. Здесь её творческая фантазия удивительно изобретательна — букеты, цветы самые разные и в разных сочетаниях. Как правило, в таких работах нет фона, вся поверхность листа заполнена цветами. И только иногда в картину включается что-то запоминающееся и не противоречащее замыслу, как в пастели «Натюрморт с репродукцией Сарьяна». На мольберте в зале — тоже цветы, таинственные тёмные ирисы, к ним зрителей привлекает и стройность букета, и выверенность цветового решения, и мягкая бархатистость пастели.

Работает Татьяна и в печатной графике, в экспозиции много монотипий — это оттиски с рисунков, нанесённых на гладкую поверхность, например, на стекло. Такое изображение нельзя тиражировать, можно сделать только один отпечаток, который невозможно повторить. Монотипию ещё называют техникой свободы, потому что она даёт возможность экспериментировать, что всегда интересно для художников. Однако работают в ней нечасто, поскольку такая техника довольно трудоёмка и требует терпения. Татьяна идёт на эти издержки, потому что её привлекает непредсказуемость результата, характерная для монотипии.

Именно в монотипии прослеживается поиск нового в творчестве: стремление к обобщениям, аллегорическим образам и фантазийным сюжетам. Такова серия «Лица ветра», к которой художница возвращается на протяжении нескольких лет. В графических работах — разные настроения, психологические состояния, что отражается и в названиях листов — «Задумчивый сентябрь», «Ледяной пастух», «Хранитель снов». Лица, как миражи, возникают из глубины листа. Цвет искрится, то холодный и прозрачный, то плотный и звучный.

Ещё одна серия монотипий — «Путешествия». В ней — точная цветовая и пластическая характеристика движения, состояния путешествия — и усталость путников, и тревога ожидания, и неизвестность, ждущая впереди. Контрастом звучат «Странники дня» и «Странники ночи». И как награда за трудности дороги воспринимается лист «Отражение» — светлый, яркий, состоящий из звучных цветовых пятен. Художница работает в этой серии увлечённо и уверенно, используя цветовые контрасты и характерные для монотипии плавность и мягкость очертания форм. Когда завершается экспозиция, не стремишься уйти, хочется вернуться и опять окунуться в светлый и одухотворённый мир Татьяниной графики.

«Два взгляда» — этап на творческом пути двух художников, они показали, что умеют, какой профессиональный опыт накопили. И во всём видится стремление двигаться вперёд, к новым произведениям. Силы для этого есть, желание работать тоже. Поэтому, творческих успехов, интересных выставок и встреч со зрителями.

Наталья Пикалова
г. Смоленск