Вернувшись в Смоленск с 1924 по 1929 год Павел Шматиков учился в декорационной мастерской Смоленского драматического театра, занимался живописью. Смоленский драматический театр готовил новые постановки, выезжал со спектаклями в колхозы и совхозы области. Работу в театре Павел Архипович Шматиков сочетал с занятиями станковой живописью.
В 20-х годах молодая Советская республика поддерживала организацию творческих обществ, театральных объединений, художественных студий. Наступило время советских энтузиастов, ярких творческих экспериментов и больших надежд на светлое будущее. Молодые художники осваивали новые творческие горизонты, активно выставлялись. В 1925 году Павел Шматиков становится членом отделения молодых художников Смоленского филиала Ассоциации художников революционной России, принимает участие в выставке. Через год вступает в ряды художников Ассоциации(АХРР).
На выставках 20-х годов экспонировались работы разных направлений, стремление к новым формам, отрицание культуры прошлого было «модой» многих творческих людей того времени. В начале тридцатых культурная политика изменилась. В 1932 году ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», где было заявлено об отказе от «групповщины», о ликвидации многочисленных художественных организаций, принято решение об образовании единого Союза советских художников. На создание Союза художников потребовалось несколько лет.
В 1934 году Павел Шматиков становится членом нового художественного объединения – «Всекохудожник» (Всероссийское кооперативное товарищество «Художник»).
На I съезде советских писателей в 1934 г. было сформулировано и определение метода «социалистического реализма», требовавшего от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии. Возникла необходимость ускорить создание творческих союзов. По воспоминаниям Павла Шматикова в Смоленске создание Союза художников началось в 1937 году. Он входил в состав инициативной группы, которая занималась организационным вопросом. В 1939 году смоленские художники были объединены в Союз художников СССР. Павел Архипович стал кандидатом, а с 1941 года членом Союза художников СССР.
Во время Великой Отечественной войны Павел Архипович со Смоленским театром находился на Урале. В эвакуацию он отправлялся в конце июня 1941 года.10 июля 1941 года началась Смоленская стратегическая оборонительная операция. В течение двух месяцев на огромной территории в 600-650 км продолжались ожесточенные сражения между бойцами Красной Армии и германскими группами армий «Центр» и «Север».
В 1944 году Павел Архипович Шматиков пишет по памяти картину «Варварство фашистов. Смоленск с 28 на 29 июня 1941 года». Благодаря картине события той ночи можно увидеть глазами очевидца.
В сентябре 1943 года Смоленск был освобожден. Осенью 1944 года Павел Архипович в числе других художников возвращается в Смоленск. Он продолжает работать в театре, пишет картины посвященные освобожденному Смоленску. Живописные произведения воссоздают облик разрушенного войной Смоленска.
Основной темой работ становятся руины обескровленного города на безлюдных улицах — страшное свидетельство последствий войны. Ко второй годовщине освобождения города Павел Шматиков пишет большую картину «Смоленск 25 сентября 1945 года». Полотно некоторое время экспонировалась в фойе кинотеатра «Октябрь».
В 1950 году Павел Архипович Шматиков избран председателем правления Смоленской организации Союза художников РСФСР.
В 1951 г. по состоянию здоровья уходит со службы в театре, но продолжает много работать как художник-живописец, активно участвует в общественно-политической жизни города. В 1953-1957 избирался Депутатом Смоленского городского Совета депутатов трудящихся IV, V, VI созывов.
Живописные произведения конца 40х-60 х годов пронизаны восхищением пейзажами возрождающейся Смоленщины. Город восстанавливается и наполняется живым воздухом мирного времени. Лён становится неотъемлемой частью пейзажа Смоленского края. Павел Шматиков посвящает красоте льняных полей несколько работ.
Павел Архипович Шматиков пишет природу Прибалтики, Кавказа, создает циклы пейзажей, посвященных местам, связанным с жизнью наших великих земляков – М. И. Глинки, Н. М. Пржевальского.
В 1971 году в Выставочном зале (на улице С. Т. Коненкова) состоялась большая ретроспективная персональная выставка работ Павла Архиповича Шматикова, которая подвела итог почти 50-летней творческой деятельности смоленского живописца. Впереди было целых 20 лет активной творческой и выставочной деятельности.
Павел Архипович Шматиков ушел из жизни 19 января 1992 года. Похоронен на Тихвинском кладбище в Смоленске.
По материалам:
Козикова Л.М. К истории смоленского Союза художников. 60 лет Смоленской организации Союза художников России. – Смоленск, 1999;Шматиков. Каталог / [Вступ. статья: Н.К. Вострикова]; [Смол. обл. упр. культуры. Смол. орг. Союза художников РСФСР. Смол. обл. музей изобраз. и прикл. искусств им. С.Т. Коненкова]. — Смоленск : Б. и., 1978]; Художники земли смоленской: очерки / В.И. Осокин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1967;
>Рыбакова Л.Н. Картина современной художественной жизни. 50 лет Смоленской организации Союза художников России. – Смоленск, 1989,; Сайт Смоленский некрополь.