Пресняков Владимир Михайлович. 1934-2004

Заслуженный художник РФ, живописец, график, монументалист

Биография

  • 1934    Родился в г.Ашхабаде Туркменской ССР.
  • 1957    Окончил Ярославское художественно-педагогическое училище.
  • 1963    Окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
  • 1963-1972    Работал художником Кемеровских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР.
  • 1966     Член Союза художников СССР.
  • 1970     Награждён юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
    Награждён Почётной грамотой секретариата правления СХ РСФСР.
  • 1978     Делегат VI сеъзда Союза художников РСФСР.
  • 1986-1988     Избирался в состав правления Смоленской организации СХ РСФСР. Заместитель председателя правления.
  • 1992     Присвоено почётное звание «Заслуженный художник России».
  • 1992 — 2004     Преподаватель колледжа при Смоленском государственном институте искусств.
  • 1998     Удостоен премии администрации Смоленской области за лучшие произведения, экспонировавшиеся на областной выставке «Осень-98».
  • 1999     Награждён Почётной грамотой администрацией Смоленской области. Член правления Смоленской организации Союза художников России.
  • 25 марта 2004 года Ушел из жизни

Участие в выставках

  • 1958    Зональная выставка «Большая Волга»
  • 1960    Выставка студентов художественных вузов социалистических стран. г. Дрезден, ГДР.
  • 1965    I всероссийская выставка детской книги и книжной графики, г. Москва.
  • 1967    Республиканская выставка , посвящённая 50-летию Советской власти, г. Москва.
    Всесоюзная юбилейная выставка, посвящённая 50-летию Советской власти, г. Москва.
    Участие во всесоюзном конкурсе на лучшие издания 1966-1977 гг., г. Москва (Поощрительный Диплом).
    Участие во всероссийском конкурсе искусства книги, г. Москва (Поощрительный Диплом).
    Международная выставка детской книги, г. Москва (Диплом).
  • 1970    Республиканская выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, г. Москва.
  • 1976    Всероссийская выставка «Слава труду», г. Москва.
  • 1977    Республиканская выставка «Моё Нечерноземье», г. Тула.
  • 1978    Выставка художников Российской Федерации из собрания Дома творчества «Челюскинская», г. Москва.
    Групповая выставка «Художники Смоленщины», г. Москва.
  • 1979    II Всероссийская выставка эстампа, г. Москва.
  • 1987    Выставка смоленских художников-графиков в ПНР и ФРГ.
  • 1988    Групповая выставка смоленских художников, г. Ярославль.
  • 1990    VII региональная выставка «Художники центральных областей России», г. Владимир.
  • 1991    Персональная выставка, г. Гагарин.
    Межреспубликанская выставка «Памятники отечества в произведениях художников России, Украины, Белоруссии», гг. Смоленск, Минск.
  • 1998    Выставка смоленских художников в г. Сафоново.
    Групповая выставка «Двенадцати», г. Смоленск.

Работы художника хранятся в Кемеровской картинной галерее, Ярославской картинной галерее, в Смоленском музее-заповеднике, музеях г. Рославля и г. Гагарина, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Из книги журналиста и искусствоведа В.М. Аникеева《Ангел за плечами》: Прощай Вадим!

Он ушел из жизни как-то сразу, внезапно, на пороге своего семидесятилетия. И хотя судьба уже давно и тяжело испытывала его, и все реже он появлялся среди своих собратьев-художников, невосполнимость утраты ошеломила всех.
Вадим Михайлович Пресняков не был коренным смолянином, но за 33 года жизни в Смоленске стал близок всем, кто ценит в людях ум и порядочность, кто не утратил способности восхищаться истинным талантом. В нем была та особая стать, о которой можно узнать лишь из русских былин. Добродушный, как и все богатырского склада люди, с окладистой седой бородой и ясным, открытым взором, он неудержимо привлекал к себе и умудренных жизнью коллег-сверстников, и совсем еще молодых начинающих художников. За его неспешностью, разумностью и образностью суждений угадывались интеллект и большое человеческое достоинство.
Он был художником не по профессии, а по всему своему естеству – образу мыслей, восприятию окружающего мира, преданности ремеслу. Он никогда не выбирал для своих картин эффектных мотивов, почти не писал городские пейзажи, не соблазнялся старинной архитектурой древнего города. Его Храмом была сама родная земля, чью неизбывную красоту он чувствовал с пронзительной силой. Природа была для него неиссякаемым источником вдохновения.
В мастерской художника сохранился крохотный, размером с ладошку этюд, написанный маслом еще в студенческие годы. Краешек деревенского проселка, цветущий луг, полоска кустов на горизонте… Казалось бы, все такое привычное, не единожды виденное – можно обойтись и десятком-другим мазков. Но как бережно прописаны былинки на переднем плане, с каким восторгом рассыпает художник по зеленому лугу яркие краски разнотравья!
Здесь истоки того мудрого понимания природы, которое позволило ему стать живописцем тонких изменчивых состояний. Он обладал редчайшим даром уловить и запечатлеть те мимолетные мгновения, в которых раскрывается поэтическая сущность мироздания. Он писал звенящую сумеречную тишину уходящего дня, первую мартовскую просинь в короне белоствольных берез на озере Диво, тускнеющее на исходе сентября золото жнивья, пьянящий запах черемухи над светлой речкой Нерлью. Писал прямо на натуре, принося под мышкой чистый холст. При этом никогда не торопился взяться за кисти, а долго всматривался, наслаждался, прислушивался к своим ощущениям.
Когда же он оставался с холстами и красками наедине в своей мастерской, живопись его преображалась до неузнаваемости. Охапки цветов, выступающих из мрака фона, вспыхивающих и мерцающих глубокими и насыщенными красными и синими, сменялись открытыми в пространство интерьерами с женскими фигурами, погруженными в себя, как модели на картинах Вермеера Дельфтского.
На небольших вытянутых, как древние фрески, полотнах, он писал фантастические пейзажи, заселенные прекрасными девами в цветочных венках с раскосыми и хмельными от счастья молодости глазами. В этом колдовском зачарованном мире была сокрыта только одному ему ведомая тайна.
Поразительно, как уживались в нем одновременно вдумчивый художник-философ и страстный, неистовый живописец. За этим стояла высокая художественная культура. Книги представляли для него такую же ценность, как и холсты, его мастерская была буквально набита ими. Он боготворил Пушкина, мог всерьез оскорбиться за уничижительное слово о Гоголе. На редкость одаренный человек, он был еще и прекрасным иллюстратором произведений классиков русской литературы.
Заслуженный художник России, он никогда не искал себе славы, не коллекционировал престижные выставки, не заискивал перед власть и деньги имущими. Его выбирали в состав правления Смоленской организации СХ России, членом выставкома, он был председателем худсовета и запомнился тем, что всегда ратовал за поддержку молодых художников.
И учащиеся колледжа искусств, где он преподавал, и художники-сверстники по-родственному называли его между собой «дядя Вадя». Он действительно для многих из них был по-настоящему близким человеком. На десятках фотографий с летних пленэров – счастливые лица, девчонки в огромных венках из цветов и листьев. Они задаривали его этими роскошными венками, и теперь, высушенные и вызолоченные солнцем, они сиротливо висят между картин в его опустевшей мастерской.
Он был истинно русским человеком, мучеником, терпеливо несущим предназначенный ему крест. Он тяжело пережил раннюю потерю жены Люси, которую не просто любил, но и предан ей был беззаветно. На самом видном месте – в центре мастерской, на мольберте постоянно находился ее портрет, покрытый с краешку вышитым рушником: так в крестьянских избах обрамляли прежде образа. Вместе они вырастили сына и двух дочерей. Его израненное, искромсанное сложнейшими операциями тело стало почти бесплотным. Но он сохранял ясный ум, выезжал на природу, готовился к своей юбилейной выставке. Но сердце его остановилось – Господу было угодно призвать его к себе. Прощай, Вадим Михайлович!

25.06.2024 in События

Пленэр в ОГБУК «Смоленская областная клиническая больница»

25 июня 2024 в 15-00 в областной клинической больнице в конференцзале состоялось открытие выставки Смоленских художников по итогам пленэра.

Подробнее
01.06.2024 in События

Творческая встреча и мастер-класс с народным художником РФ, академиком Российской Академии художеств Геннадием Намеровским

Приглашаем на творческую встречу и мастер-класс с народным художником РФ, академиком Российской Академии художеств Геннадием Намеровским

Подробнее
22.05.2024 in События

Персональная выставка Александра Комарова

30 июняв 14:00 в Сычёвском краеведческом музее состоится открытие персональной выставки члена СХР Александра Комарова. На выставке будут представлены как новые работы так и выполненные за предыдущее время.

Подробнее