Козиков Анатолий Илларионович

Художник живописец

Биография

А. И. Козиков. Живописец.
Анатолий Илларионович Козиков родился 25 марта 1931 года в деревне Боровики Пригорского поселения в крестьянской семье. Отец неоднократно избирался председателем колхоза. Мать занималась хозяйством, прекрасно пела и вышивала. Анатолий был вторым ребенком в семье, его старший брат Константин тоже стал художником. Рисовать Анатолий Козиков любил с детства. Радостью было получить в подарок «хоть один карандаш, хотя бы синий».

В 1941 году отец и старший брат ушли на фронт, Анатолий с матерью попали в оккупацию. Когда Анатолий с мамой Пелагеей Архиповной вернулись в освобожденную деревню Боровики, то увидев пепелище на месте своего дома, они уложили на телегу уцелевшие вещи и отправились к родственникам в Смоленск. В 1975 году Анатолий Илларионович написал автобиографическую картину «В родную деревню».

В Смоленске Анатолий Козиков поступает в ремесленное училище на специальность полиграфиста.

Из воспоминаний дочери художника Веры Козиковой : 《Папа рассказывал, что вырезал на занятиях какую-то фигурку из мела. Это увидел директор училища и попросил мальчика принести из дома и другие работы. Как раз тогда там была столичная комиссия, которая заинтересовалась его творчеством. А через некоторое время папе пришёл вызов из Московского художественного училища》.

Он успешно сдал вступительные экзамены, но при училище не было общежития для иногородних и его направили в Ригу. По окончании Рижского архитектурно -художественного училища Анатолий Илларионович поступает на третий курс училища в Ельце, где его педагогом и руководителем дипломной работы становится художник Виктор Сорокин. В 1956 году оканчивает Елецкое художественное училище. По возвращении в Смоленск руководит городской студией изобразительного искусства при Доме народного творчества, много пишет, участвует в выставках.

В 1957 году картина «После смены» была отмечена дипломом молодёжной выставки, проходившей в Москве в рамках Международного фестиваля молодёжи.

В том же году Анатолий Козиков пишет и индустриальный пейзаж «Сафоновские шахты», который экспонируется на республиканской выставке «Советская Россия».

В 1960 году Анатолий Илларионович начинает работать художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР, пишет портреты и натюрморты, жанровые композиции.В Союз советских художников Анатолий Илларионович вступает в 1965 году.

В 70-е годы формируется основная тема творчества художника — пейзаж Смоленщины.С 1974 г. ежегодно работал в Слободе (посёлок Пржевальское). Постоянный участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок, автор трех персональных выставок в 1972, 1976 и 1981.Незадолго до смерти Козиков задумал создать серию портретов знаменитых смолян. Пишет Юрия Гагарина, Сергея Конёнкова, работает над портретом Глинки.

Анатолий Илларионович Козиков ушёл из жизни 9 декабря 1986г.
Лариса РЫБАКОВА, искусствовед: ТИХАЯ МОЯ РОДИНА.

Творчество Анатолия Козикова прервалось на высокой ноте, в тот момент, когда перед ним открывались новые перспективы, связанные с художественным обобщением, сжатым и цельным синтезом живописи. Художник тонкого поэтического дарования и «абсолютного» музыкального чувства цвета не успев раскрыться в полной мере, завершить начатых поисков новой образности и пластического языка. Не успел получить звание заслуженного художника РСФСР, к которому был представлен Смоленской организацией Союза художников РСФСР, и провести персональную выставку в Москве, к которой готовился…
При жизни у него не было ни званий, ни титулов. Он не занимал высоких постов и ответственных должностей. И вообще не стремился к ним, как всякий настоящий художник. Козиков начисто был лишен мелочной заботы о славе, официальном признании и поддержании их всеми доступными средствами. Он творил как жил, писал как дышал, свободно и естественно, признавал лишь одну — нравственную ответственность художника перед своим искусством — писать хорошо то, что знаешь и любишь. Для Анатолия Козикова это была русская природа, смоленская деревня, неприметные, но западающие в душу уголки его милой родины.
Анатолий родился в деревне Боровики на высоком живописном берегу Днепра вблизи Талашкино, где бывал он частым гостем. Вдвоем с братом, тоже будущим художником, подолгу рассматривали они расписной малютинский терем с причудливой островерхой крышей, резные сказочные украшения, часовню с таинственно мерцающей мозаикой Н. К. Рериха. Не тогда ли он впервые почувствовал свое призвание, животворную силу народных традиций, пробудившую страстное желание рисовать. Рисовал, лепил, вырезал он с увлечением, не оставляя любимого занятия даже на уроках, Это и явилось причиной его перевода из ремесленного в архитектурно — художественное рижское училище по рекомендации Дирекции и комиссии из Москвы, заметившей способного юношу. Закончив его, Козиков поступил в Елецкое художественное училище (во что бы то не стало хотел стать живописцем), которое вполне оправдало его надежды. Сложившиеся там художественные традиции привели молодого живописца в русло московской пейзажной школы. Козикову посчастливилось стать учеником своеобразного мастера реалистического пейзажа заслуженного художника РСФСР В. С. Сорокина.
В раннем творчестве Козикова преобладает работа с натуры, основанная на пластической культуре этюда. Мы не найдем в его живописи широких панорам природы, Козиков пишет камерные, по-домашнему уютные, обжитые пейзажи. Художник как бы выхватывает в случайном кадре отдельный предмет, мотив и подолгу любуется им, вплотную приближая к зрителю какие-то важные мелочи повседневной жизни деревни. Пейзажи Козикова этих лет рисуют спокойные и ясные картины жизни человека в согласии с природой. Светлое гармоничное восприятие мира определяет в эти годы художническое видение, его палитру и стилистику.
Вместе с изменением мироощущения художника, ростом мастерства и приобретением жизненного опыта меняется живописная система, манера письма, образные концепции его произведений. Новый период приходится на 70-е годы. Это время поисков обобщенного образа природы, продуманного построения картинного пространства, лаконичной, емкой пластики. На смену беглым, мимолетным впечатлениям приходит неторопливое, вдумчивое вживание в мир пейзажа, постижение «неисповедимого хода природы», ее законов и языка. Новые принципы привели художника к подлинным творческим достижениям в самых значительных, этапных произведениях десятилетия: «Пейзаж с сороками», «Околица», «Весна. Дорога». Настойчиво повторяющийся в эти годы мотив дороги вносит в живопись Козикова тему разлуки, прощания с близкими сердцу местами, усиливая неизъяснимую печаль осиротевшей осенней природы.
Последние пять лет жизни художника — совершенно особенный период его творчества. Он окрашен в трагические тона.

Быть может, это предчувствие художником своей собственной судьбы, но не в меньшей мере его нерадостные, горькие раздумья о смоленской деревне, опустевшей и заброшенной, о погибающей природе и основах народной жизни, о России. Последние произведения Козикова отличаются необычайной силой художественного обобщения, духовной концентрацией образа, эмоциональной зараженностью живописи. Он создает концептуальные пейзажи и портреты. В портрете С. Т. Коненкова раскрывается духовная мощь и творческая воля великого ваятеля, народная мифопоэтическая природа его искусства.
Свои последние пейзажи Козиков пишет с высокой точки зрения, охватывая пространство как бы с высоты прошлых лет, подводя итоги, размышляя о смысле жизни, хрупкости и недолговечности земной красоты.
Анатолий Козиков принес в смоленское искусство прочные реалистические традиции, воспринятые от предшественников и учителей. В своем творчестве он воплотил своеобразный взгляд на мир, тонкое поэтическое восприятие русской природы, нашел самостоятельный ЖИВОПИСНЫЙ язык. И наверное, сам художник мог бы с полным правом повторить признание Б. М. Кустодиева, что его единственным сюжетом была жизнь и все русское в ней.
По материалам:
Рыбакова Л.Н. Тихая моя Родина//Газета«Рабочий путь».— Смоленск, 1.06.1990 г.;
Ольга Суркова. Анатолий Козиков: негромкая мелодия любви//Смоленская газета. — Смоленск, 25.03.2021г.;
Анатолий Козиков. — Смоленск, 1972;
Аникеев В.М. Ангел за плечами.Книга о художниках //Часть 1—Смоленск, историко-литературный журнал «Странникъ», 2019;
Журавлева Л. Смоленщина моя // Художник, 1984. – № 4. – С. 28-29;
Край Смоленский, 1991. – № 3. – С. 52-53.;
Афанасий Бурных. Искренняя живопись в сюжетах малой родины//Рабочий путь.—11.01.2022;

03.05.2024 in События

ПЛЕНЭР В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

Общие положения.
Основные цели и задачи пленэра,конкурса и художественной выставки.
Место и даты проведения пленэра,художественной выставки.
Организаторы.
Выставка.
Требования к оформлению работ для выставки.
Критерии оценки и требований к работам.

Подробнее
03.05.2024 in События

Выставочный проект «Смоленская крепостная стена „18 из 38“»

Выставочный проект «Смоленская крепостная стена „18 из 38“» — это молодежный проект, организованный членом Смоленского отделения «СХР» Марией Потаповой при поддержке Министерства культуры РФ.
Открытие выставки состоится 17 мая 2024 года в 16:00 в Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова.

Подробнее
15.04.2024 in События

ВСЕ НА СУББОТНИК!

ВНИМАНИЕ!
20 апреля в 10:00 на улице Ново-Рославльская ,д 5А,состоится субботник членов СХ. Приходите в рабочей одежде , желательно с граблями.

Подробнее