Конкурс — монумент К.Головкину
Общероссийский конкурс
на лучшее концептуальное решение монументальной композиции
в память о Константине Головкине
7 апреля 2021 года состоится начало общероссийского конкурса на лучшее концептуальное решение монументальной композиции, посвященной Константину Павловичу Головкину — необыкновенному человеку, удивляющему широким диапазоном знаний, интересов и деятельности, меняющей Самару на рубеже XIX-XX веков, наполнившей город искусством, увлечениями новыми видами спорта, техническими инновациями. В год 150-летия со дня рождения уникального человека творческий конкурс станет первым событием в серии мероприятий, инициированных при поддержке Правительством Самаркой области и Администрацией г.о. Самара. Организатор конкурса — Самарская организация Союза архитекторов России — приглашает скульпторов, архитекторов, художников и дизайнеров к поиску концептуального решения монументальной композиции, раскрывающей символический образ удивительного времени Самары и многогранной личности К.П. Головкина.
По замыслу организаторов конкурс попытается расширить границы традиционного понимания идеи городской скульптуры и найти современные решения и символические пластические средства выражения идеи монумента. одной из важных задач конкурса является развитие современного монументального искусства, которое поможет преодолеть известное ныне «отставание» скульптурных произведений в городской среде от «передовых отрядов» изобразительного искусства. Экспертный совет конкурса оставляет большую степень свободы в плане предлагаемых авторами концептуальных решений, поскольку участники конкурса — это сообщество, которое само и есть ДНК искусства, формулирующее его смыслы, образы и стили. Приглашенные в состав жюри представители Российской академии художеств, а также музеев, объединений и прессы в области современного искусства и ведомств, отвечающих за культуру города, по результатам конкурса определят новый вектор взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, и, следуя ему, выберут лучшие идеи конкурса. Открытие творческой свободы и новых возможностей — это то, о чем по- настоящему страстно мечтал Головкин и это главные коды Самары рубежа XIX- XX столетий. Жизнь уютно-патриархальной провинции, ставшей только в середине XIX века губернской столицей, неотвратимо взрывает новое время. И Константин Головкин — человек этого времени, отрицая купеческие устои и шокируя публику традиционных взглядов, объединяет в круг своих интересов новаторские художественные проекты, дерзкие научно-технические открытия и культурные искания. Самара уверенно входила в новый век электричества и металла, войн и революций, творческих поисков новых образов и стилей. Этот уникальный период Самары, когда с темпами самого динамично-развивающегося «Русского Чикаго на Волге» могли сравниться лишь столичные города, — это время Константина Головкина, успешного предпринимателя и творческого инноватора, надежды и были о том, что предстоящий век будет самым мнению представителей творческих союзов и объединений, вузов и музейных институций, в числе которых и филиал Третьяковки в Самаре, Конкурс — монумент К.Головкину По чаяния которого лучшим и счастливым. |
Конкурс как манифест
За последние годы в России появилось множество памятников. Однако, монументальный бум совпал с кризисом скульптуры как вида искусства — скепсис вотношении способности монументов быть современными распространился среди зрителей, критиков и самих скульпторов, в сообществе которых давно назрел вопрос о процессе эволюции монументальной скульптуры. И в регионах, и в столичных городах главенствует тенденция создания классически- реалистичных памятников, являющихся в своем большинстве «слепым» копированием образцов и натуры. Их авторы, следуя ретроградным заданиям, вынуждены игнорировать главные выразительные свойства скульптуры и подменять настоящий пластический язык произведения нарративом, перегруженным деталями и визуальными атрибутами. Образы многих современных памятников несут чуждые самой природе скульптуры черты иллюстрации и литературной повествовательности, а идеи и авторские поиски ограничены лишь подбором подходящего сюжета и символов эпохи. В отличие от буквально понимаемого реализма, основанного на имитации действительности, искусство ваяния утверждает «высший реализм», о котором скульптор Серебряного века Анна Голубкина говорила, как о запечатление «кинестетически-тактильных переживаний, где пластика, а не сюжет становится основой содержания образа».
Вся история монументалистки, меняющейся в разные эпохи и в то же время сохраняющей классический подход, наводит на мысль о том, что именно этот вид искусства может открыть большие возможности и для художников, и для широкой общественности, имеющей невероятно высокую степень отзывчивости на «монументальную политику». Несмотря на то, что глубоко личное видение мира и художественное воображение автора часто не понимаются неподготовленным зрителем, конкурс призывает участников не бояться новых концептуальных идей, которые станут верными ответами на вызовы стремительно-меняющегося мира. Инновации науки, промышленности, цифровых технологий подталкивают к поиску творческого пути 3-го тысячелетия и открывают перед художниками-монументалистами века высоких технологий безграничные возможности в создании новаторского пластического искусства. Организаторы уверены, что итоговая выставка конкурса поможет изменить взгляды общественности на современное искусство, зашифрованное в монументальных объектах, и на то, почему contemporary art, нарушая вековые каноны и правила, становится ценным вкладом в визуальное понимание мира человеком.
Переломное ли сегодня время, готово ли монументальное искусства к проектам-манифестам, разрушающим стереотипы и предчувствующим перемены и задачи будущего? Конкурс покажет…
Конкурс — монумент К.Головкину
О Самаре, улице Ленинградской и Доме Специалистов
— о месте установке монумента
Исторический центр города – это сохранившаяся целостная регулярная дореволюционная застройка, в которой ценность представляют не только архитектурные памятники, но и уникальная историческая среда. Архитектура Самары является культурным наследием мирового уровня – это самарский модерн, конструктивизм 20-30-х гг., «сталинский» неоклассицизм 30-50-х. Туристов города интересуют памятники истории, связанные и с революционными событиями
1917 г., и с судьбой района «Безымянка», когда Самара стала «запасной столицей» в годы Великой Отечественной войны.
Конкурс — монумент К.Головкину
Гостевые маршруты Самары и региона в период проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 г.
План города Самара, 1927 год
Предложение по установке памятника на ул. Ленинградская, 72
Конкурс — монумент К.Головкину
История улицы Ленинградской
Конкурс — монумент К.Головкину
Сегодня, как и сто с лишним лет назад, гуляющие по оживленному променаду пешеходы, рассматривают отреставрированные памятники архитектуры и магазинные витрины, раскрывающиеся на главную пешеходную и торговую улицу города – Ленинградскую.
У улицы было много названий: Проломная, Сенная, Хлебная, Москательная, Панская, Советская, Петроградская (с апреля 1918-го),
Ленинградская (с июля 1926-го). Каждое название говорит о новом развитие Самары, о переменах в жизни обитателей этой улицы. В начале она была Проломная, и можно представить, как прокладывали путь сквозь город, выравнивая стихийно сложившиеся домовые места, и вели улицу
к «пролому», — так назывался проезд через
защитный вал на месте современного
пересечения ул. Ленинградской и
Галактионовской. Потом, когда на окраине
города шла торговля, улицу называли по
основному ходовому товару — Сенная и
Хлебная. Затем здесь появилось
множество лавок и магазинов бытовой
химии, лаков и красок, которые из-за
пожароопасности выселили на крайнюю
городскую улицу вместе с продавцами-москательщиками, и улица стала Москательная. C конца ХIХ в. оно застраиваться купеческими особняками, и становится респектабельной. Здесь строят дома уважаемые господа, и вполне бы подошло называние улица господская. Но в ту пору в Самаре было много
поляков, и немалое число достойных панов жили на этой улице, поэтому улица стала Панская.
На этой улице в конце XVIII в. добротные кирпичные здания с огромными подвалами-складами строились по классическому торговому образцу — внизу магазины, верхние этажи занимала купеческая семья. Строились и общественные здания, рестораны, гостиницы, особняки для сдачи внаем. Но главным предназначением улицы оставалась торговля: здесь в любое время дня и ночи можно было купить «красный» — «панский» товар. В 1914 г. был выстроен Новотроицкий торговый комплекс, занимающий целый квартал между ул. Галактионовской и Молодогвардейской.
В советские времена названия улицы опять меняются, отражая историю страны Советов в XX в. — Советская, Петроградская, Ленинградская. А ее популярность как торговой только укрепилась. Здесь работало много центральных магазинов — «Юность», Военторг, «Утес», «Дом обуви» и другие. В 90-е гг. улица стала стихийным вещевым рынком, с которым городская власть долго боролись. В 2011-м была проведена реконструкция и улица стала благоустроенной достопримечательностью города. Сегодня сложно поверить, что два столетия назад она была самой периферийной частью Самары.
Историческая справка о жилом доме – Дом специалистов
Ленинградская, 72 / Переулок Высоцкого, 3. Архитектор Александр Полев. Строительство: 1934-1936 годы
В марте 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О постройке домов для специалистов» для «улучшения жилищного положения специалистов и ученых, инженеров и техников, беспартийных и партийных, работающих в различных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях Союза ССР». В Самаре должно было быть построено три Дома специалистов на 100 квартир, но реализован был только 1-й
этап застройки кварталов по масштабному проекту «Площадь Специалистов» — 12- секционный жилой Дом специалистов, построенный по проекту архитектора Александра Полева в стиле конструктивизм. В июле 1932 г. газета «Средневолжский комсомолец» бодро рапортовала: «На месте Троицкой церкви строится Дом Специалистов. Конвейер подает кирпич уже на пятый этаж…» В полном соответствии с коммунистическими
лозунгами, на месте храма построили новую жизнь, причем из того кирпича, что остался после разрушения храма. До 1930-х г на месте Дома специалистов стояла Троицкая церковь, давшая дореволюционное название нынешней улице Галактионовской. Храм, построенный еще в 1844-х гг и вмещавший до 3000 молящихся, принесли в жертву Дому специалистов.
Конкурс — монумент К.Головкину
Конкурс — монумент К.Головкину
Архитектура Дома специалистов функциональна и лаконична. 12-секционный дом интересен градостроительным подходом к решению задачи застройки целого квартала. Сблокированные секции дома, занимая квартальный периметр, формируют прилегающие улицы. По трем сторонам квартала фасады здания имеют сложную конфигурацию, которая образует
курдонеры различной глубины. Эти озелененные скверы благоустраивают придомовую территорию и окружающую застройку. Сложную секционную структуру подчеркивают выступающие объемы лестничных клеток со сплошным вертикальным остеклением. Ритмичность окон главного фасада акцентирована горизонталями балконов и
.
угловыми остекленными
проемами, популярными в
конструктивистской стилистике.
Но конструкцию «стеклянных
углов» на фасадах архитектор
имитировал, скрыв за оконные
переплеты угловые опоры
Сильные в художественном
отношении решения не всегда в
то время имели достаточные
инженерно-технические средства
для реализации.
В 2017-2018 гг. памятник эпохи коренного переустройства общества и становления СССР отреставрировали. Обновленный дом вновь достойно представляет вклад в наследие авангарда 1920-1930-х г.
проектов во времена первых пятилеток качественно новую жизнь народу.
архитектора А.И.
Полева, выпускника Ленинградского института инженеров коммунального
хозяйства, автора
, несущих
Современное окружение Дома специалистов (ул. Ленинградская.72) и благоустройство прилегающей пешеходной улицы
Конкурс — монумент К.Головкину
Конкурс — монумент К.Головкину
Конкурс — монумент К.Головкину |
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса на лучшее концептуальное решение монументальной композиции, посвященной Константину Павловичу Головкину, художнику, фотографу, меценату, краеведу и спортсмену, одному из самых ярких самарцев рубежа XIX-XX веков |
САМАРА 2021 |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения открытого конкурса на лучшее решение концепции монументальной композиции, посвященной Константину Павловичу Головкину (далее – Конкурс), организованного на основании постановления правительства Самарской области, направленной на удовлетворение культурно-просветительских, общественно значимых духовных потребностей населения г.о. Самара.
1.2. Объектом конкурсного проектирования является монументальная композиция (архитектурно-художественная композиция (скульптура), олицетворяющая образ К.П.Головкина) на территории ул. Ленинградской, расположенной в г. Самара.
1.3. Организатором Конкурса выступает Самарская региональная организация Общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», (далее – Организатор) при поддержке правительства Самарской области и Администрации г.о. Самара.
1.4. Адрес Организатора: Самара, ул Чапаевская, 210. Электронный адрес для контактов с организаторами для получения разъяснений по вопросам программы и условий конкурса – Оргкомитет конкурса: projectvolga@mail.ru; domarh@mail.ru.
1.5. К участию в Конкурсе приглашаются архитекторы, скульпторы, дизайнеры, художники-монументалисты, представители художественных мастерских, занимающихся разработкой монументальной скульптуры, архитектурно-художественных ансамблей, созданием монументально- скульптурных композиций в городской среде, имеющие реализованные проекты, мемориальные и станковые работы, архитектурно-художественные и скульптурные композиции, а также проекты-призеры, участвующие в конкурсах по созданию архитектурно-художественных и монументально-скульптурных композиций. Авторы и/или руководители авторских коллективов, должны иметь профильное образование (архитектурное, художественное, дизайнерское, и т.д.) и документы, подтверждающие право заниматься профессиональной деятельностью.
1.6. Конкурс является открытым и проводится в два этапа. В соответствии с условиями конкурса победители 1 и 2 этапов определяются по результатам голосования жюри.
1.7. Премии конкурса:
1 этап конкурса: отбор 3-х финалистов для участия во 2 этапе конкурса.
2 этап конкурса: I место — премия и преимущественное право на заключение
контракта по дальнейшей реализации проекта. II, III место — поощрительные премии. Премиальные выплаты не превышает 5 % от в суммы 3 000 000 руб. — внебюджетных средств, запланированных на реализацию проекта.
Размер премий определяется по результатам голосования жюри и ориентировочно составляет:
I место — 75 000 руб.; II место – 50 000 руб.; III место – 25 000 руб.
2. Цель Конкурса
2.1. Целью проведения Конкурса является определение лучшего концептуального решения скульптурной композиции, посвященной Константину Павловичу Головкину.
Конкурс — монумент К.Головкину
3. Требованиякконкурснымматериалам
3.1. Концепция должна включать в себя графические и текстовые материалы, предусматривающие:
— архитектурно-художественный образ воплощения идеи;
— объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение композиции на проектируемой территории, благоустройство с учетом существующей планировочной структуры, включающей элементы, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, с возможным использованием элементов озеленения и декоративного мощения с учетом окружающего ландшафта.
— соответствие запланированному на реализацию проекта бюджету в сумме 3000000 руб. , основанному на расчете стоимости на разработку проектной документации, изготовление и установку композиции.
3.2. При разработке концепции должны соблюдаться масштабность и соразмерность, а также композиционное единство создаваемого концептуального решения монументальной композиции с существующим архитектурным ансамблем и благоустройством прилегающей территории.
3.3. Концептуальное решение элементов композиции должно предусматривать их выполнение в твердом материале, обеспечивающем долговечность и оптимальные эксплуатационные качества, а также соответствующем экологическим нормам и антивандальным требованиям.
4. Правила подачи конкурсных материалов.
4.1. Конкурсные материалы 1 этапа представляются в составе:
1) Альбом формата А3 со следующими материалами: — пояснительная записка;
— план благоустройства прилегающей территории с указанием элементов мощения, озеленения и расстановкой малых архитектурных форм в масштабе не менее М 1:500;
— фасады с основных (по мнению авторов) точек восприятия с указанием высотных отметок в масштабе не менее М 1:50;
— план монументальной композиции с указанием размеров в масштабе не менее М 1:50;
— 3D визуализация и/или фотомонтаж;
— расчет стоимости на разработку проектной документации, изготовление и установку монументальной композиции в совокупности не более 3000 000 руб. — суммы, запланированной на реализацию проекта.
2) Планшет размером 0,7 х 0,5 м (не более 2-х планшетов из пенокартона, вертикальная компоновка) с основными проектными материалами, представленными в альбоме;
3) Модель или макет концептуальной композиции, выполненный в масштабе М 1:20 в любом материале, обеспечивающем надежность при транспортировке и экспонировании;
4) Цифровой носитель (USB-Flash drive или CD-диск), содержащий цифровые файлы конкурсных материалов, представленных в альбоме,
в формате .pdf или .jpg размером не менее 15 х 20 см при разрешении не менее 300 dpi.
4.2. При подготовке конкурсных материалов участник конкурса должен: предусмотреть реалистичность предложенных концептуальных и конструктивных
Конкурс — монумент К.Головкину
решений; предусмотреть соответствие предложенных решений требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Положения.
4.3. Все конкурсные материалы представляются под девизом (не более 5 цифр). Девизный номер представляет собой комбинацию любых пяти арабских цифр от 0 до 9, выбранных по усмотрению участника (в целях исключения возможности повторения девизных номеров рекомендуется не использовать последовательную нумерацию, а также номеров, состоящих из повторов одинаковых цифр).
4.4. Концепция проекта предполагает авторское предложение по формированию монументальной композиции, дополняющей среду ул. Ленинградской с развитой инфраструктурой современной пешеходной зоны, не нарушающей возможность организации событийных мероприятий, предлагающей ансамблевое стилистическое решение, «сезонную эксплуатацию» и круглогодичное использование.
5. Участники Конкурса
5.1. К участию в Конкурсе приглашаются архитекторы, художники- монументалисты, скульпторы, представители художественных мастерских, занимающихся разработкой монументальной скульптуры, архитектурно- художественных ансамблей, созданием монументально-скульптурных композиций в городской среде; имеющие реализованные архитектурно-художественные; объемно-пространственные и скульптурные композиции; мемориальные и станковые работы, а также призовые места в конкурсах по созданию архитектурно-художественных композиций. Авторы и/или руководители авторских коллективов, должны иметь профильное образование (архитектурное, художественное, дизайнерское, и т.п.) и документы, подтверждающие право заниматься профессиональной деятельностью.
5.2. Участник Конкурса вправе привлекать сторонних специалистов для разработки конкурсных материалов.
5.3. Участник может представить на Конкурс более одного концептуального решения архитектурно-художественной композиции под разными девизами.
5.4. Подача заявок на участие в Конкурсе означает согласие участника с условиями Конкурса.
6. Условия Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа: 1 этап в открытой форме: 2 этап – среди 3-х финалистов 1-го этапа.
6.2. Для участия в конкурсе необходимо заполнить заявку в свободной форме, указав следующие данные (ФИО автора/ руководителя авторского коллектива; профильное образование; город проживания; моб. тел.; электронная почта) и подать ее в оргкомитет конкурса в электронном виде по адресу электронной почты projectvolga@mail.ru. После подачи заявки предоставляются исходные данные, необходимые для разработки конкурсных материалов.
6.2. В состав исходных данных, предоставляемых участникам, входят: — ситуационная схема;
— фотографии участка и прилегающей территории;
— историческая справка о территории, фотоматериалы.
6.3. Конкурсные материалы, разработанные в соответствии с полученными исходными данными, должны быть представлены
Конкурс — монумент К.Головкину
участником в конкурсную комиссию по адресу: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 210, Самарская региональная организация Союза архитекторов России, или в электронном виде по адресу электронной почты: projectvolga@mail.ru, domarh@mail.ru:
— 1 этап конкурса не позднее 01 июня 2021 г. — 2 этап конкурса не позднее 15 июня 2021 г.
6.4. Вместе с конкурсными материалами участник представляет в конкурсную комиссию запечатанный девизный конверт с нанесенным на внешнюю лицевую сторону девизным номером. Девизный номер представляет собой комбинацию любых пяти арабских цифр от 0 до 9, выбранных по усмотрению участника (в целях исключения возможности повторения девизных номеров рекомендуется не использовать последовательную нумерацию или девизный номер из одинаковых цифр, к примеру 12345/ или 11111/22222/…). Наличие на девизном конверте иных сведений об участнике не допускается.
6.5. Внутри конверта в обязательном порядке должны находиться следующие документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность участника; документы, подтверждающие право заниматься профессиональной деятельностью — сведения об образование участника конкурса.
В случае участия в конкурсе авторского коллектива внутри конверта должны находиться указанные в пункте 6.5. документы о руководителе коллектива и справка, согласованная всеми участниками этого коллектива, о процентном соотношении распределения премии между ними.
6.6. В целях сохранения анонимности при подаче конкурсных материалов участник самостоятельно составляет и указывает в правом верхнем углу всех конкурсных материалов персональный девизный номер (высота цифр 1 см).
Для иногородних участников возможна отправка данных для формирования девизного конверта по адресу электронной почты projectvolga@mail.ru, ответственный за сохранение анонимности – Кучер Наталия, член правления Самарской организации САР, член оргкомитет конкурса (моб. 89033023087).
6.7. В случае представления на Конкурс более ОДНОГО концептуального решения каждый комплект конкурсных материалов представляется под отдельным девизным номером с приложением соответствующего девизного конверта. Допускается в составе одного проектного решения предоставлять несколько вариантов эскизов концепции монументальной композиции.
6.8. Участники, представившие конкурсные материалы с нарушением установленных сроков и других условий Конкурса, по решению жюри к участию в Конкурсе не допускаются и могут быть отмечены вне конкурса.
6.9. Отбор 3-х проектов и команд-финалистов по итогам 1 этапа конкурса осуществляется расширенным составом жюри в соответствии с Положением о конкурсе. Члены жюри обсуждают графические материалы, иллюстрирующие идею концептуального решения и размещения композиции на территории установки; пояснительную записку с изложением подходов к созданию композиции; расчет стоимости на разработку проектной документации, изготовление и установку композиции; эскиз, модель или макет монументальной концепции. На основании оценки жюри принимает решение о выборе 3-х финалистов. Оператор конкурса готовит информационный отчет о прошедших отбор концепциях, корректирует Техническое задание для участников 2 этапа конкурса на основании замечаний и пожеланий, высказанных членами жюри. Оператор конкурса размещает отчет об итогах 1 этапа конкурса на сайте uarsamara.ru, на страницах конкурса в соц сетях.
Уточненное ТЗ 2 этапа представляется на рассмотрение финалистам 1 этапа. С участниками 2 этапа конкурса в течение 5 дней заключаются соглашения
Конкурс — монумент К.Головкину
об участие во 2 этапе конкурса, на основании которых предусматривается обязательство участника подготовить и передать Организатору уточненные материалы концепции, в соответствие с уточненным ТЗ. Состав и перечень материалов определяется указанным соглашением и уточненным Техническим заданием 2 этапа конкурса. Если в течение 5 рабочих дней после объявления участников 2 этапа, финалист 1 этапа по любым причинам выбывает из участия в конкурсе, участником 2 этапа признается следующий в порядке убывания рейтинга.
6.10. Участник 2 этапа конкурса представляет в конкурсную комиссию следующие документы: реквизиты автора (авторского коллектива) для подготовки Договора на создание эскизного проекта монументальной композиции для дальнейшего заключения Договора с авторской художественной мастерской и/или творческим предприятием, представляющем интересы автора концепции на основании соглашения о сотрудничестве данного предприятия с автором (с указанием его данных: ф.и.о., домашний адрес, паспортные данные автора проекта, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН). Договор заключается с ИП, ООО и/или предприятиями, имеющими другие формы юридического лица. В случае привлечения для разработки конкурсных материалов сторонних специалистов, ответственность за распределение денежной премии возлагается на участника Конкурса.
Участники 2 этапа подают эскизные проекты в электронном формате на e- mail: projectvolga@mail.ru, domarh@mail.ru, с текстовой информацией о Заявителе и сканами документов, подтверждающих право заниматься профессиональной деятельностью. Заявки проверяются Оператором конкурса и экспертами на соответствие требованиям конкурсной документации и требованиям нормативных документов, действующих в Российской Федерации. Участники, представившие конкурсные материалы с нарушением установленных сроков и других условий Конкурса, к участию в Конкурсе не допускаются.
6.11. Определение Победителя 2 этапа осуществляет жюри конкурса:
оценивает проекты и формирует рейтинг от 1 балла (низшая оценка) до 5 баллов (высшая оценка). Поощрительные премии за I, II и III место 2-го этапа конкурса уточняются жюри конкурса – общая сумма премиальных выплат конкурса не превышает 5% от 3000 000 руб. (внебюджетные средства, запланированные на реализацию проекта).
Автор (авторский коллектив), которому присуждено I место, получает преимущественное право дальнейшей разработки и реализации проекта в соответствии с законодательством РФ; графиком проведения и планом мероприятий по реализации проекта — установка композиции не позднее 1 декабря 2021 г., а также с запланированным на реализацию проекта бюджетом в сумме 3000 000 руб. С победителем конкурса заключается контракт на дальнейшую разработку и реализацию проекта.
В случае если в течение 10 дней со дня объявления результатов конкурса Победитель и Организатор не могут достичь соглашения о дальнейшей работе Победителя над реализацией проекта по причине форсмажорной ситуации со стороны автора-победителя и/или невозможности самостоятельно вести реализацию проекта принимаются следующие условия:
А — Победитель вправе вести реализацию проекта с помощью привлеченной им в качестве исполнителя субподрядной организации, действующей на основе контракта на дальнейшую разработку и установку композиции, заключенного Победителем конкурса в качестве «Генподрядчика».
Б — При невозможности Победителя самостоятельно и/или с помощью привлеченной им в качестве исполнителя субподрядной организации вести
Конкурс — монумент К.Головкину
реализацию проекта — форсмажорной ситуации со стороны автора-Победителя — принимаются следующие условия:
Б.1 — Организатор выкупает конкурсный проект и исключительные права на него в сумме, не превышающей размер поощрительной премии за I место конкурса. Выплата данного вознаграждения — средства из запланированного на реализацию проекта бюджета 3000 000 руб. — составляет полное возмещение убытков Победителя в связи с непривлечением к реализации проекта по причине форсмажорной ситуации с его стороны. Организатор, действующий на основании «Положения о конкурсе» и по поручению Администрации г.о. Самара, принимает исключительные права на реализацию проекта-победителя, создает мемориальное сооружение на основе заключенного с другими исполнителями контракт на дальнейшую разработку и установку композиции и передает исключительные права на созданную композицию Администрации г.о. Самара.
Б.2 — В целях соблюдения законодательства РФ о результатах интеллектуальной деятельности авторские права Победителя конкурса сохраняются, а исключительные права на реализацию проекта передаются Организатору конкурса. За Победителем сохраняется авторство проекта, права на реализацию проекта отчуждаются — Организатору передается право на использование конкурсных материалов для разработки рабочего проекта и его реализации на месте установки композиции под наблюдением автора- победителя, члена авторского коллектива или его доверенного лица.
7. Критерии оценки конкурсных работ
7.1. Представленные на Конкурс материалы оцениваются членами конкурсной комиссии по следующим критериям:
— соответствие конкурсных материалов требованиям и условиям Конкурса;
— художественная, пластическая выразительность концептуального решения
— оригинальность и профессионализм исполнения и подачи проекта.
— соответствие разработанной концепции архитектурному облику сложившегося благоустройства прилегающей территории, особенностям участка;
— возможность реализации предложенных решений в рамках представленного участником расчета стоимости работ и в соответствии с планом мероприятия по реализации проекта — не позднее 1 декабря 2021 года.
8. Конкурсная комиссия — жюри конкурса
8.1. В целях подведения итогов Конкурса, в том числе определения победителей 1 и 2 этапов, создается конкурсная комиссия.
8.2. Заседания конкурсной комиссии правомочны в случае присутствия на заседании не менее двух третьих состава конкурсной комиссии. Иногородние члены жюри могут участвовать в заседаниях в онлайн режиме.
8.3. В своей работе конкурсная комиссия руководствуется целью и условиями Конкурса, а также требованиями к конкурсным материалам и критериями оценки конкурсных работ.
8.4. В состав конкурсной комиссии входят: председатель конкурсной комиссии; секретарь конкурсной комиссии; члены конкурсной комиссии.
8.5. Председатель конкурсной комиссии: руководит деятельностью конкурсной комиссии; председательствует на заседаниях конкурсной комиссии, организует ее работу; дает поручения членам конкурсной комиссии; утверждает протоколы заседаний конкурсной комиссии.
Конкурс — монумент К.Головкину
8.6. Секретарь конкурсной комиссии: осуществляет прием и регистрацию поступивших в конкурсную комиссию заявлений на участие в Конкурсе; консультирует участников Конкурса и дает необходимые разъяснения по конкурсным материалам; организует заседания конкурсной комиссии; в случае необходимости приглашает на заседания конкурсной комиссии в качестве консультантов и (или) экспертов специалистов в узких областях знаний; ведет протоколы заседаний конкурсной комиссии; участвует в заседаниях конкурсной комиссии без права голоса.
8.7. Члены конкурсной комиссии: принимают участие в заседаниях конкурсной комиссии; участвуют в голосовании за лучшую архитектурно- художественную концепцию; принимают решения, связанные с реализацией настоящего Положения, в том числе решения о продлении сроков проведения Конкурса и о признании Конкурса несостоявшимся.
8.8. В случае необходимости к работе конкурсной комиссии могут привлекаться специалисты в узких областях знаний (консультанты, эксперты).
8.9. Члены конкурсной комиссии и председатель конкурсной комиссии, а также приглашенные эксперты не имеют права принимать ни прямого, ни косвенного участия в разработке представляемых на Конкурс материалов, разглашать сведения, связанные с работой конкурсной комиссии, рассмотрением и оценкой конкурсных материалов.
8.10. Порядок и условия привлечения к работе конкурсной комиссии специалистов в узких областях знаний определяет председатель конкурсной комиссии. Мнение специалистов учитывается конкурсной комиссией при принятии решения.
8.11. Конкурсная комиссия представляет автору (авторскому коллективу), признанного лучшим в результате Конкурса, свои замечания, рекомендации и особые мнения (при наличии).
8.12. Организация технического обеспечения деятельности конкурсной комиссии осуществляется Оргкомитетом конкурса.
9. Подведение итогов Конкурса
9.1. Подведение итогов Конкурса осуществляется конкурсной комиссией: — 1 этап конкурса не позднее 05 июня 2021 г.
— 2 этап конкурса не позднее 18 июня 2021 г.
9.2. Конкурс считается состоявшимся в случае, если к участию представлены не менее 5-х комплектов конкурсных материалов, удовлетворяющих требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения. В случае, если к участию в конкурсе представлены менее 3-х комплектов конкурсных материалов, удовлетворяющих требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения, конкурсная комиссия вправе принять решение о продлении сроков проведения Конкурса. Данное решение оформляется протоколом с указанием новых сроков окончания приема конкурсных материалов и подведения итогов Конкурса.
9.3. Конкурсная комиссия принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, большинством голосов от числа присутствующих на итоговом заседании членов конкурсной комиссии, в том числе в онлайн режиме. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
9.4. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии и утверждается ее председателем.
Конкурс — монумент К.Головкину
9.5. Протокол по итогам конкурса должен содержать оценку архитектурно- художественного решения проекта, рекомендации по использованию материалов конкурса и причины отклонения конкурсной комиссией представленных конкурсных материалов от рассмотрения (если таковые имеются), другие (особые) мнения членов конкурсной комиссии, а также решение конкурсной комиссии об определении участников-победителей конкурса.
9.6. В целях соблюдения законодательства РФ о результатах интеллектуальной деятельности все исключительные права автора
на использование проекта, определенного победителем конкурса, передаются Организатору конкурса и возврату не подлежат на основе контракт на дальнейшую разработку и реализацию проекта архитектурно-художественной композиции.
9.7. Победитель конкурса привлекается к участию в дальнейшей реализации представленного им проекта (основание п.6.11.).
9.8. Формирование состава жюри конкурса (не менее 7 членов жюри; более 60% состава — представители творческих союзов) в стадии согласования. Проектный состав жюри:
Союз архитекторов России – 1 чел.:
Союз художников России – 3 чел.:
Представители молодежных творческих объединений и художественных вузов Самарской области – 2 чел.
Представители Администрации г.о. Самара – 1 чел.;
10. Авторские права
10.1. Факт участия в Конкурсе свидетельствует о согласии участника, в случае его победы, на использование конкурсных материалов Организатором Конкурса в информационно-рекламных и иных целях, в том числе публикации в СМИ, организации публичной выставки.
11. Сроки и организационные вопросы проведения конкурса
11.1. Конкурс проводится с 05 апреля 2021 г. по 20 июня 2021 г.
11.2. Регистрация участников — оформление заявки и согласия на обработку персональных данных — проводится до 29 мая 2021 г. Для принятия участия в конкурсе необходимо оформить заявку на участие в свободной форме и отправить на адрес: projectvolga@mail.ru.
11.3. Для финалистов 1-го этапа конкурса — участников 2-го этапа — необходимо до 10 июня 2021 г. предоставить пакет документов для заключения Договора с Творческой мастерской (наименование и адрес юридического лица, реквизиты творческого предприятия для оформления Договора на создание эскизного проекта архитектурно-художественной композиции). Авторы (авторские коллективы) — физические лица – для оформления Договора на создание эскизного проекта архитектурно-художественной композиции предоставляют пакет документов творческого предприятия, представляющего интересы автора композиции на основании соглашения о сотрудничестве данного предприятия с автором (с указанием данных автора-участника конкурса: ф.и.о., домашний адрес, паспортные данные автора произведения скульптуры, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН).
11.4. Конкурсные материалы 1 этапа конкурса должны быть предоставлены Организатору конкурса не позднее 16.00 часов 01 июня 2021 г. по адресу: г. Самара, ул. Чапаевская, 210, Дом архитектора. В случае доставки конкурсной
Конкурс — монумент К.Головкину
работы ранее необходимо созвониться с представителями организатора конкурса и согласовать время доставки (контакты — Оргкомитет конкурса — см. пункт 1.4);
Участники конкурса принимают на себя все затраты на изготовление конкурсных материалов, а также затраты на их транспортировку в самарский Дом архитектора в указанные сроки.
Иногородние участники, которым для доставки конкурсных материалов необходимо несколько дней, для соблюдения сроков конкурса самостоятельно уточняют сроки транспортировки и/или с помощью Оргкомитета уточняют сроки печати конкурсных материалов в Самаре! Организаторы конкурса по желанию иногородних участников конкурса могут оказать содействие по оптимизации срока печати конкурсных материалов в Самаре (подбор компаний компьютерной печати; координация приема файлов для печати и оплаты печати). Оргкомитет выполнит доставку конкурсных материалов из самарской компании по печати до Дома архитектора, ул.Чапаевская, 210. Для выполнения качественной печати конкурсных материалов и их доставки и монтажа итоговой выставки конкурса требуется не менее 3-х рабочих дней до окончания приема работ. Стоимость печати предоставляется по запросу.
Выставка конкурсных работ 1 этапа состоится с 02 июня по 18 июля 2021 года в выставочном зале Дома архитектора (г. Самара, ул. Чапаевская, 210). До подведения итогов 2 этапа конкурса в целях сохранения анонимности проекты будут представлены под девизными номерами.
Конкурсные материалы 2-го этапа конкурса, представленные в составе, установленном Техническим заданием 2 этапа конкурса, представляются до 16.00 ч. 15 июня 2021 года по адресу: г. Самара, ул. Чапаевская, 210, Дом архитектора и e-mail: projectvolga@mail.ru, domarh@mail.ru. Состав печатных, электронных и других конкурсных материалов 2 этапа корректируется на основании замечаний и пожеланий, высказанных членами жюри — см. п. 6.9.
Организаторы конкурса по желанию иногородних участников 2 этапа конкурса могут оказать содействие по изготовлению (вывод на печать) выставочных материалов (планшетов, альбомов), предоставленных в электронном виде на e-mail оргкомитета конкурса. Файлы должны быть высланы для печати не позднее 3-х рабочих дней до окончания приема работ.
Подведение итогов Конкурса – определение работ, занявших 1, 2, 3 места конкурса — осуществляется конкурсной комиссией (жюри конкурса) не позднее 18 июня 2021 года.
Выставка конкурсных работ с указанием авторов и авторских коллективов состоится с 18 июня по 18 июля 2021 года в выставочном зале Дома архитектора (г. Самара, ул. Чапаевская, 210).
11.5. Оплата услуг участнику-победителю конкурса по Договору возмездного оказания услуг на создание архитектурно-художественной композиции – контракт на дальнейшую разработку и реализацию проекта заключается в течение 10 рабочих дней на основании протокола и решения конкурсной комиссии не позднее 18 июня 2021 года. Договор на создание архитектурно-художественной композиции и установке заключается с юридическим лицом:
— Творческим предприятием (авторской мастерской) или
— Творческим предприятием, представляющем интересы физического лица (автора, авторского коллектива архитектурно-художественной концепции, которому присуждено 1 место) — на основании соглашения о сотрудничестве данного предприятия с автором (с указанием данных автора: ф.и.о., домашний адрес, паспортные данные автора, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН).
Конкурс — монумент К.Головкину
11.6. Оплата услуг участников-финалистов 2 этапа конкурса — поощрительные премии за 2, 3 место, определенные жюри конкурса, — выплачиваются в течение 10 рабочих дней на основании протокола и решения конкурсной комиссии по Договору возмездного оказания услуг на создание концепции архитектурно-художественной композиции с юридическим лицом:
— Творческим предприятием (авторской мастерской) или
— Творческим предприятием, представляющем интересы физического лица (автора, авторского коллектива архитектурно-художественной концепции, которому присуждено 2, 3 место) — на основании соглашения о сотрудничестве данного предприятия с автором (с указанием данных автора: ф.и.о., домашний адрес, паспортные данные автора, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН). Премиальные выплаты перечисляются в размерах, определенных жюри конкурса, с учетом удержания налогов в соответствии с действующим законодательством.
11.7. Торжественная церемония подведения итогов конкурса в Выставочном зале Самарского Дома архитектора в период 18 июня – 15 июля 2021 г. (дата на согласовании).
12. Заключительные положения
12.1. Факт направления автором или авторским коллективом конкурсных материалов в конкурсную комиссию означает безусловное согласие с условиями и правилами проведения Конкурса, устанавливаемыми настоящим Положением, при этом выполнение требований настоящего Положения одинаково обязательно как для Организатора Конкурса оператора, так и для его участников.
12.2. Результатом проведения Конкурса является подписанное всеми членами конкурсной комиссии решение, в котором определен автор, представивший лучшее решение концепции архитектурно-художественной композиции, либо решение о признании Конкурса несостоявшимся.
12.3. Все споры, касающиеся проведения Конкурса, разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
12.4. Представленные на Конкурс материалы, отклоненные
от рассмотрения конкурсной комиссией из-за несоответствия требованиям настоящего Положения, подлежат возврату авторам по их запросам в течение месяца со дня опубликования результатов. После указанного срока Организатор Конкурса не несет ответственности за сохранность конкурсных материалов.
12.6. Все премированные на Конкурсе проекты (1, 2, 3 место) поступают в собственность Организатора Конкурса и возврату авторам не подлежат.
12.7. Решения, принятые конкурсной комиссией, размещаются Организатором Конкурса в средствах массовой информации. Оператор Конкурса проводит публикацию концепций и выставку по результатам конкурса, в том числе и в электронном виде.
Организатор Конкурса — Самарская региональная организация «Союз архитекторов России» / Самара, ул Чапаевская, 210.
Контакты Оргкомитета для получения разъяснений по вопросам программы и условий конкурса: Кучер Наталия, тел 89033023087; Лариса Радушина, тел. 89279038048, е-mail: projectvolga@mail.ru. Координатор проектов Дома архитектора — Анастасия Павлова, тел. 8 (846) 3325443, domarh@mail.ru
Конкурс — монумент К.Головкину