Смоленщина — одна из древнейших территорий России — известна своим героическим прошлым, испокон веков являлась щитом России на ее западных рубежах. Географическое положение Смоленщины на важнейших торговых путях определило ей особую роль в государстве.

Смоленск — издревле один из крупнейших культурных центров Руси. В глубокую древность уходят и художественные традиции Смоленского края. Свидетельства тому — результаты изысканий археологов, историков, филологов, искусствоведов.

Взлет строительного, архитектурного искусства в Смоленске в XII — нач. XIII вв. с «легкой руки» Мономаха продолжен был его внуком, талантливым правителем, родоначальником смоленской княжеской династии — Ростиславом Мстиславичем с сыновьями. Через века дошли к нам свидетельства их деяний. И среди них — церковь Михаила Архангела, которой тогда не было равной «во всей полунощной стране».

Храмовое каменное строительство вызвало и расцвет сопутствующих ему видов искусств: живописи (фрески, иконописи), ювелирного искусства, керамического, резьбы по дереву, книжной миниатюры. Синтез всех этих искусств и составил славу древней смоленской художественной школе. Традиции художников-мастеров древности продолжались во времени истории, то затихая, то вспыхивая новыми именами, новыми творениями. Но это, как говорится,- дела минувших лет… Это как бы зачин.

Обратимся к эпохе, более близкой нашей теме, — к эпохе так называемого светского искусства позднего его периода, а именно — рубежа веков нынешнего и минувшего, времени, когда в Смоленске появляются сообщества профессиональных художников — предтечи современному Союзу художников.

Атмосфера культурной жизни Смоленска рубежа XIX — XX веков способствовала появлению художников-профессионалов, созданию их объединений, открытию музеев, выставок, художественных школ. Со Смоленщины вышли в высокое искусство, передав эстафету XX веку, М.О. Микешин, Н.П. Богданов-Бельский, С.Т. Коненков… Ее приняли и продолжили многие известные художники-смоляне: В.Ф. Штраних, О.А. Цадкин, Т.Г. Гапоненко, Л.М. Лисицкий, К.Г. Дорохов, Б.Ф. Рыбченков, Л.Е. Кербель, Т.Н. Яблонская, А.А. Лабас, О.Г. Верейский, Ф.С. Шурпин, А.В. Кокорин, А.О. Бембель, А.К. Глебов, Е.И. Куманьков, М.Л. Гуревич, Н.И. Падалицин… и многие, многие еще… На рубеже веков «в кривичах смоленских», как писал Н. Рерих, Мария Клавдиевна Тенишева создает в Талашкине, близ Смоленска, «Родник» — хозяйственный, учебный и культурно-художественный центр. В Талашкине находили приют и вдохновение известные русские художники (И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, С.В. Малютин…). Многие их творения остались нам в наследство. Храм-усыпальницу Святого Духа во Фленове украшает знаменитая мозаика Н. Рериха «Спас Нерукотворный», а рядом, у подножия холма — архитектурная сказка — «Терем» С. Малютина. В Смоленском музее хранятся произведения многих известных русских художников, которые были связаны с деятельностью М.К. Тенишевой.

В Талашкине зачиналась в кон. XIX в. и тенишевская «скрыня» — будущий знаменитый музей древностей и народного искусства «Русская старина» в Смоленске (1905 г.). В 1896 г. Тенишева открывает в Смоленске Рисовальную школу, куратором которой был И.Е. Репин, руководителем — его ученик А. Куренной. Стараниями этих же людей в Смоленске в январе 1899 года открылась 26-я передвижная выставка художников-передвижников. Было экспонировано 180 работ художников Товарищества передвижников (Какие имена! — Архипов, Богданов-Бельский, Васнецов, Корин, Левитан, Нестеров, Поленов, Репин, Шишкин,…). Тысячи смолян (сообщал «Смоленский вестник») посетили выставку. А вот событие, имеющее, можно сказать, прямое отношение к современному обществу смоленских художников.

Выявлены их предшественники — общество художников 1893 года (скромно называвшиеся любителями художеств, несмотря на то, что некоторые из них имели художественное образование и практиковали в области искусства). Архивный документ гласит: «Дело об утверждении устава общества любителей художеств в г. Смоленске.» Среди учредителей общества — имя Ф.И. Штраниха, художника-живописца, деда знаменитого нашего художника-земляка Владимира Федоровича Штраниха.

Мария Клавдиевна Тенишева закончила свои воспоминания «Впечатления моей жизни» 1916 годом и вопросом: «Что-то нам сулит 1917 год?»

Опуская известные исторические факты, обратимся к воспоминаниям очевидца и активного участника культурно-художественной жизни Смоленска первых послереволюционных лет — художника, земляка Бориса Федоровича Рыбченкова. В книге «Художники земли Смоленской» (1967 г.), со скидками «на время», читаем: «Великая Октябрьская революция, пробудившая творческие силы народа, вызвала во всей стране большой подъем культурной жизни. Несмотря на хозяйственную разруху, на тяжелую борьбу с внутренней и внешней контрреволюцией Октябрьская революция положила начало созданию в Смоленске крупных просветительных и художественных учреждений. В ноябре 1918 года был основан университет. Начала работу народная консерватория. В 1919 году организовался симфонический оркестр. В декабре 1919 года открылся драматический театр… Создавались творческие объединения местных художников, писателей и поэтов. Устраивались художественные выставки…»

В годы революции и войны на Смоленщине по разным причинам (чаще спасаясь от голода) оказалось много творческой интеллигенции. Веря в лучшее будущее, они были вовлечены в «строительство новой жизни».

Энтузиазм, творческий порыв объединял интеллигенцию первых послереволюционных лет. Смоленские художники работали в театрах, оформляли спектакли, иллюстрировали литературные сборники… Стремление интеллигенции к единению, к содружеству проявилось и в организации совместных мероприятий, обществ. Так 80-летней давности газета «Известия Смоленского Губернского Исполнительного комитета и Совета Рабочих и Крестьянских депутатов г. Смоленска» сообщала: «В воскресенье 6 июля в помещении Губернского Агентства «Центропечатъ»… состоялось организационное собрание содружества чистого искусства «Зеленая лампа». Был рассмотрен и выработан устав. Цели содружества «Зеленая лампа» — объединить представителей чистого искусства: поэтов, писателей, художников и музыкантов для устройства клуба богемы по примеру кабачков Латинского квартала в Париже или Петербургской «Бродячей собаки», где в определенные дни недели поэты и писатели будут читать свои произведения, а художники декорируют помещения своими картинами и панно…»

Смоленские художники проводят большую общественно-культурную работу: оформляют города, празднества, агитпоезда, работают при штабе Западного фронта, в воинских частях, читают лекции по искусству… Их волнует образование, просвещение народных масс. Художник и поэт Александр Китаев организует в селе Григоркове школу графической грамоты, публикует в той же газете «Известия…» в 1919 году статьи по вопросам художественного образования. «Что губит нашу творческую энергию? Невежество и темнота. Нужно приобщать массы к искусству. До сих пор 50 процентов учащихся не имеют элементарных навыков в рисовании… Рисование необходимо так же как грамота… Распространять художественную грамоту возможно путем рационально поставленного преподавания рисования и лепки в детских садах и площадках, в школах 1 и 2 ступени…» (Из статьи «Художественная грамота») Художественные студии, школы в этот период создаются по всей Смоленщине. В фонде Смоленского губернского отдела народного образования смоленского архива в отчете С.Д. Ширяева (зав. Смоленским губернским Художественным подотделом) «О деятельности Художественного подотдела… за 1920 год» сообщается, что в ведении Губсекции ИЗО уже находится 6 художественных студий и 1 школа графической грамоты. Названы города (Дорогобуж, Духовщина, Ельня, Рославль, Сычевка, Ярцево и с. Григорково) и имена руководителей, преподавателей (А.Г. Булычев, Е.М. Козьмин, В.Н. Глинка, Б.В. Стунеев, В.Е. Глазов, Ф.Н. Семина, А.Н. Адрианов, Э.И. Кришевич, А.К. Шестаков, А.В. Китаев. Заметим — профессиональные художники). Ширяев добавляет, что еще начали работу художественные студии в Демидове и Красном и готовится к открытию в Гжатске…

В Смоленске в начале XX столетия было несколько частных рисовальных художественных школ (А.В. Мушкетова, М.А. Келлер, М.К. Тенишевой, Ф.Ф. Лабренца…) С 1918 по нач. 1920-х годов было организовано несколько государственных художественных студий — от Пролеткульта, ГубОНО… В разные годы в студиях преподавали известные художники: П.3. Лаленков, Ч.К. Стефанский, Н.А. Яблонский, В.Ф. Штраних, Б.Н. Цапенко, Б.Ф. Рыбченков, В.М. Стрежеминский, М.И. Козьмин, Ф.Ф. Лабренц… Студии были хорошо оснащены разными пособиями, гипсами, мольбертами… Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране интерес к искусствам был большой. Устраивались отчетные выставки студийцев. А в 1921 году смоленская студия ИЗО (мастерские Штраниха и Яблонского) была представлена в Москве.

Профессиональная подготовка смоленских студийцев была столь высока, что некоторые из них смогли продолжить образование в столичных художественных вузах. Летом 1924 года студенты-смоляне Вхутемаса участвовали в выставке смоленских художников и студийцев. Первоначальную художественную подготовку в смоленских студиях прошли многие известные впоследствии советские художники (К.Г. Дорохов, М.Т. Хазанов, Н.И. Падалицин, А.А. Коробов, С.Д. Ижевский, Г.И. Сколимовский, Л.К. Шантеров, Н.И. Лесько, Г.Я. Огурецкий, Д.Д. Пивоваров, М.И. Самородский и др.)

Еще одну «общественную» деятельность смоленских художников послереволюционной поры хотелось бы отметить. Тем более, что в данном случае, так сказать, лицо я заинтересованное, поскольку связано это с историей создания в Смоленске Картинной галереи. И причастны к этому историко-культурному событию смоленские художники тех лет. Вспомним. В кон. XIX — нач. XX в. в Смоленске было 4 музея: Историко-археологический (1888 г.), Церковной старины (при церковно-археологическом комитете на Соборном дворе, 1897 г.), Историко-этнографический («Русская старина», 1905 г.) и Естественно-исторический (1908 г.). Для губернского города того времени — это много. Но не было художественного. В связи с этим придется коснуться и вопроса, отношение к которому до сих пор неоднозначное… В свое время «копая» в Смоленских и Московских архивах по истории смоленской галереи, я познакомилась с интересными документами. Из них вкратце: В 1918 году в столице и «на местах» были созданы организации по управлению музеями и по охране памятников истории и культуры. На Смоленщине — художественно-археологический подотдел при областном Отделе Народного образования. В 1920 г. — в Смоленске был образован Художественный Подотдел Губернского отдела Народного образования с 4 секциями (театральной, музыкальной, изоискусства, музейной). Зав. Подотделом — Сергей Дмитриевич Ширяев (искусствовед из Петербурга), зав. секцией ИЗО — В.М. Стрежеминский, музейной — Я.А. Тепин (художники). Начиная с 1918 года эти организации занимались работой по сохранению культурных ценностей, находящихся в частных и государственных собраниях. В стране царил хаос: грабежи, увоз, поджоги. Нужно было обследовать, выявить, взять под охрану уцелевшее. Эту работу проводили сами сотрудники подотделов и секций и их уполномоченные. Многие художники принимали участие в этой работе. От города к городу, от усадьбы к усадьбе, в любую погоду ехали эти подвижники, чтоб спасти оставшиеся ценности (библиотеки, мебель, иконы, картины, …) Часть спасенных смоленских сокровищ была отправлена в Москву, часть свезена в ближайшие уездные города и там на их основе были созданы музеи или хранилища. Значительное количество было доставлено в Смоленск, где со временем образовалось хранилище художественных ценностей, в сентябре 1919 года были представлены как выставка (в здании Губернского Земства). Тогда-то и встал вопрос о создании художественного музея в Смоленске, тем более, что А.В. Луначарский обещал поддержку в этом деле.

С начала 1920 года началось создание музея. Художники приняли участие в его организации, а некоторые из них связали свою жизнь с музеем, служили в нем в 20 -30-х годах в разных должностях. На архивных документах остались их добрые имена: Я.А. Тепин, Н.А. Яблонский, А.Н. Попов, А.П. Мишонов, И.М. Хозеров, Б.В. Лебедев… Открытие Смоленской Государственной Картинной галереи (таково ее первоначальное название) состоялось 1 мая 1920 года! Ее наличие составили не только местные поступления. Было использовано покровительство Луначарского — получено из Москвы, из Отдела Изобразительных искусств Наркомпроса 72 картины и скульптуры. И в последующие годы усилиями художников-музейщиков галерея продолжала пополняться…

Успевали смоленские художники в тех сложных, порой экстремальных условиях — многое. И главное — работали творчески, создавали произведения, участвовали на выставках.

В начале 1918 года было создано Смоленское Общество художников, и летом того же года открылась выставка, на которой наряду с профессионалами участвовали и «любители изящного». В 1919 г. — вторая выставка Общества. Был издан каталог (19 участников, представлено 110 работ).

С 1920 года выставки смоленских художников получили статус государственных. Сохранились каталоги выставок 1920, 1921 годов. Участниками этих выставок были: А.П. Булычев, Н.И. Дормидонтов, А.В. Китаев, М.И. Козьмин, Б.В. Лебедев, Б.Ф. Рыбченков, Ч.К. Стефанский, В.М. Стрежеминский, И.М. Хозеров, Б.Н. Цапенко, М.М. Цехановский, Л.К. Шантеров, В.Ф. Штраних, К.Н. Энгельгард, Н.А. Яблонский… Как вспоминает Рыбченков, на выставках 20-х годов экспонировались работы разных направлений, «пестрая смесь» (его выражение). Стремление к новым формам, отрицание культуры прошлого было «модой» многих творческих людей того времени. Но среди этой «смеси» были и подлинно художественные, талантливые произведения, подлинно новаторские. (В собрании нашего музея хранятся работы художников этого периода.)

Одной из самых больших и активных художественных группировок 1920-х годов была Ассоциация художников революционной России (АХРР), в декларации которой было предписано «в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания». В 1926 году и в Смоленске был создан филиал АХРР и, по воспоминаниям смоленского художника П. А. Шматикова, — с молодежной секцией — ОМАХРР. Через год смоленская Литературная газета, перечисляя дела этой новой художественной организации, упрекала юбиляров, что у них «нет ясного представления, что может и должно делать художественно-общественная организация в условиях советской провинции…» В справочниках зафиксировано четыре выставки смоленского филиала АХРР — в 1926, 1928, 1929 и 1930 годах.

Но в общем свидетели отмечали снижение активности художественной жизни в Смоленске во второй половине 20-х годов. Что вполне объяснимо. Жизнь в стране постепенно налаживалась. Художники возвращались из провинции в столицы. Уехала поступать в художественные вузы Москвы и осела там талантливая молодежь-студийцы. В 30-х годах постепенно деятельность смоленских художников активизируется. Это видно по отчетам. Ежегодно проводятся разные выставки. Некоторые художники организовали свои персональные выставки. Участие в выставках принимают и художники из других городов области. На выставке 1935 года участвовало 32 художника 140 произведениями. В 1937 году (год 100-летия смерти А. С. Пушкина) смоленские художники организовали выставку своих работ в Полотняном заводе (входившем тогда в состав Смоленской области). В 30-х годах часто приезжают на Смоленщину, на родину для творческой работы, за «местным материалом» художники-земляки — Ф.С. Шурпин, К.Г. Дорохов, Б.Ф. Рыбченков, М.Т. Хазанов… Многие «смоленские москвичи» принимают участие в выставках на родине. В 1932 году в Смоленске состоялась большая передвижная выставка советского искусства, организованная отделом искусств Наркомпроса и Всекохудожником. Смоляне имели возможность познакомиться с творчеством ведущих мастеров советского искусства.

Кстати, Всекохудожник — Всероссийское кооперативное Товарищество «Художник», задачей которого была забота о материальном положении его членов. В Смоленске отделение Товарищества было создано в 1934 г., директором его был избран художник И.М. Хозеров.

Если Рыбченков называл «пестрой смесью» разнообразие творческих стилей художников 20-х годов в провинциальном Смоленске, то в центре, в столицах в этот же период — официальное обилие различных художественных группировок, объединений. Среди них — и «старые», дореволюционные (как-то: Товарищество передвижников, Союз русских художников, Мир искусства…) и многочисленные новые (АХРР, НОЖ, Бытие, Маковец, Жарцвет, 4 искусства, ОСТ,…), некоторые из них продолжали деятельность и в начале 30-х годов. Несмотря на разнообразие их названий и программ, объединяло их главное — творческий энтузиазм, стремление отразить в искусстве новую эпоху в истории страны.

Но еще в 1925 году в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» был определен партийный подход к деятельности художественных группировок. А в 1932 году ЦК партии в постановлении «О перестройке литературно-художественных организации» было заявлено об отказе от «групповщины», о ликвидации многочисленных художественных организаций и образовании единого Союза советских художников. На I съезде советских писателей в 1934 г. было сформулировано и определение метода «социалистического реализма», требовавшего от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии.

Работа по созданию отделений Союза советских художников на местах продолжалась несколько лет. В Смоленске, по воспоминаниям художников, эта работа началась в 1937 году. В 1938 году из Москвы приезжали уполномоченные — художники (называли Родимова, Соловьева). От смоленских художников была избрана инициативная группа (Г.И. Сколимовский, И.3. Пушкарев, П.А. Шматиков), которая занималась этим вопросом. Они ездили в Москву в Оргкомитет, к референту Н.А. Свешниковой. И в 1939 году смоленские художники были объединены в Союз. Председателем Смоленского отделения Союза советских художников был избран художник Георгий Иванович Сколимовский. Было избрано и Правление. Молодые начинающие художники стали кандидатами в члены Союза. (Так П. А. Шматиков два года был кандидатом, а в 1941 году стал членом Союза). Как и Товарищество, Смоленский Союз художников находился на улице Советской на 1 этаже 2-этажного здания, что рядом с нынешним зданием Союза. Через год, в январе 1940 года, состоялся и отчет Смоленского Союза художников — выставка, на которую были приглашены и художники-земляки из Москвы, участвовали и художники из Гжатска, Вязьмы, Рославля. Как отмечает Б.Ф. Рыбченков, на выставке было много хороших высокопрофессиональных работ, особенно у художников-москвичей, и «смоляне посещали ее охотно и с большим интересом».

Одним из центров культурной жизни Смоленска 30-х годов был Дом искусств. Он объединял всю творческую интеллигенцию города. (Находился он на улице Почтамтской, ныне — улица Коненкова. Сейчас на том месте — памятник С.Т. Коненкову). Там, в Доме искусств, как вспоминают, все располагало к общению и творчеству литераторов, художников, артистов, музыкантов. Встречи, показ «свежих» этюдов, выставки, чтение новых литературных произведений, обсуждения, музыкальные вечера… Была там и прекрасная библиотека, бильярдная, был и буфет (где можно было «расслабиться»), о котором и ныне ходят легенды. О Доме искусств вспоминал Н.И. Рыленков в минуты затишья на фронте зимой 1941 года, слушая своего собеседника — художника Г.И. Сколимовского «… Мне казалось, что в Доме искусств мы сидим, листая альбомы картин мастеров любимых …»

Создание творческой организации — Союза художников, успех первой отчетной выставки, похвальные отзывы о ней вдохновляли художников на новые свершения. В планах уже была очередная выставка в Смоленске. Москва пригласила смолян с выставкой и уже отправили работы… Далее в планах был Ленинград, Минск… Но — война…

Великая Отечественная… Событие почти 60-летней давности, для нынешних поколений — это уже история. Подвиг нашего народа, спасшего свое Отечество от фашизма, достоин нашей памяти. На защиту Родины встали не только воины армии, бойцы народного ополчения, партизаны, подпольщики, труженики тыла — рабочие, колхозники, но и ученые, деятели культуры, искусства — писатели, корреспонденты газет, кино, артисты, музыканты, художники… В первые дни войны были призваны, ушли добровольцами в армию, на фронт и смоленские художники: Г.И. Сколимовский, Н.И. Лесько, И.3. Пушкарев, Л.Т. Булочко.

Участниками войны были и наши художники-земляки: О.Г. Верейский, А.В. Кокорин, К.Г. Дорохов, Л.Е. Кербель, В.Г. Старов, Д.К. Свешников, Д.Д. Пивоваров, Н.С. Тихонов, В.А. Парамонов, И.И. Орлов…

Мраморные доски Союзов художников хранят имена тех, кто погиб за отчизну. Среди них и наш земляк — художник Михаил Львович Гуревич. Командир батареи 45-миллиметровых орудий 270-й стрелковой дивизии, младший лейтенант Михаил Гуревич погиб в сентябре 1943 года, освобождая свою родину — Смоленщину. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Было ему 39 лет. Призван на фронт солдатом-разведчиком юный художник-земляк Володя Старов. Стал сапером первый председатель Смоленского Союза художников Г.И. Сколимовский. Смолянин Виталий Власов готовился к поступлению в художественный техникум — стал подпольщиком в оккупированном городе и погиб, а в Рудне погиб Василий Копытенков. Все круги ада в застенках смоленского СД прошел художник Александр Мозалев… Великая Отечественная война нашла отражение во всех видах искусства, в том числе и в изобразительном. Особенная ценность тех произведений, что были созданы художниками во время войны, на фронтах, по «горячим следам»… Летописцами Великой Отечественной были не только художники-корреспонденты газет, журналов, студии военных художников им. М. Грекова, но армейские, партизанские и солдаты-художники действующей армии. Художественно-историческими документами эпохи Великой Отечественной являются произведения, созданные на фронтах (в основном на смоленском направлении) нашими художниками. Работы Г.И. Сколимовского, Л.Т. Булочко, К.Г. Дорохова, О.Г. Верейского, Л.Е. Кербеля, А.В. Кокорина, П.3. Лаленкова, М.И. Самородского… А также работы художников, военная судьба которых была связана со Смоленщиной: В.Н. Гаврилова, Б.М. Неменского, Н.И. Обрыбы, Г.В. Храпака, Г.М. Шегаля, Б.А. Зенкевича, Л.П. Шварца, А.П. Шорчева, Н.Г. Яковлева, М.Е. Коношшна…

В сентябре 1943 года Смоленск был освобожден. Надо было все начинать заново… Вскоре после освобождения города началась подготовка к выставке, посвященной Великой Отечественной войне на Смоленщине. (Точнее, начало ей было положено еще в Кондрово, куда из Москвы переехало смоленское областное руководство, там же начался и сбор экспонатов о войне). Выставку, по воспоминаниям художников, решили сделать историко-художественной и посвятить ее Первой годовщине освобождения Смоленска, то есть — к 25 сентября 1944 года.

Для создания произведений на темы военных событий на Смоленщине, написания портретов воинов-освободителей, партизан были привлечены московские художники (С.И. Аладжалов, П.В. Андреев, А.П. Бубнов, Т.Г. Гапоненко, Е.В. Ильин, А.С. Дихтяр, А.А. Кокорекин, Ю.Н. Трузе…).

Одним из организаторов и участником этой выставки был молодой художник В.И. Бухтеев, вернувшийся в Смоленск сразу по его освобождении. Несколько лет, изо дня в день он создает художественную летопись освобожденного, разрушенного и восстанавливаемого Смоленска. (В музее хранится более 60-ти его натурных рисунков 1943-1946 годов.) Выставка была открыта в уцелевшем здании бывшего тенишевского музея «Русская старина».

С 1944 года в Смоленск постепенно возвращаются и приезжают новые художники. Это — И.3. Пушкарев, Л.К. Шантеров, П.А. Шматиков, В.Л. Зуев, Л.Т. Булочко, В.Д. Демидюк, Г.П. Волков, В.И. Ружо, В.И. Пономарев, А.П. Прядихин, Д.Н. и В.Н. Бесполенки, К.И. Козиков, Гр.П. Волков, А.Г. Алимов, П.Г. Шахов, В.М. Максименко, В.С. Осипов, В.С. Лосев. Многие из них — участники Великой Отечественной войны.

В 1945 году в отделе культуры решается вопрос о воссоздании в Смоленске Товарищества художников «Всекохудожник». Председателем его избирается Л.К. Шантеров. (Позднее, после отъезда Шантерова в Москву, председателями смоленской организации художников поочередно были П.А. Шматиков, Л.Т. Булочко.) В мае 1946 года открылась первая послевоенная выставка смоленских художников (в драматическом театре). Среди ее участников — трое были членами Союза художников, несколько имели законченное художественное образование. Многим, чьи жизненные планы, учеба были прерваны войной, предстояло продолжить образование в художественных вузах, студиях, творческих дачах. К сожалению, нет уже многих из военного поколения художников, ушли из жизни эти талантливые люди. Их вклад в культуру Смоленщины, трудного, послевоенного времени, бесспорен. Они возрождали и смоленскую организацию художников. Они начинали новый, послевоенный период (а теперь уже — истории) Смоленского Союза художников.

Козикова Людмила Михайловна — научный сотрудник художественной галереи Смоленского
государственного музея-заповедника.