В повседневной череде юбилейных вернисажей в Смоленской организации Союза художников России есть свои праздники. К таковым можно отнести выставку живописца Ларисы Бурханшиной, с несколько странным, данным ею же названием: «Очертание предметов и явлений». Я пытался понять, что это могло бы означать, но мне это оказалось не под силу. Знаю только, что Лариса на редкость преданный живописному ремеслу человек, работает над каждым своим холстом долго и вдумчиво, но выставляется редко. Вот и на нынешнюю юбилейную выставку её пришлось «подвигать» не просто уговорами, а прямо таки, увещеваниями.
Сама Лариса – существо эфемерное, почти невесомое. Кажется, что оттолкнись она чуть-чуть от земли, и затрепещут у неё за спиной прозрачные крылышки и унесётся она, как сказочный эльф, в разноцветную высь, которой заполнены её картины. В силу своего женского естества Лариса с удовольствием пишет букеты цветов, натюрморты с фруктами и городские пейзажи. Вот один из них, с немудрящим названием «Смоленск. Весна»: сквозь перепутанную массу обнажённых веток деревьев едва просматриваются силуэты соборного храма Авраамиевского монастыря и двух башен крепостной стены, на переднем плане – крыша частного дома и голубые верхушки наличников окон. По сути – это задворки Смоленска. Казалось бы, чем тут любоваться? Но, ещё не лопнули почки – будущие зелёные листочки, а в воздухе, в немыслимой голубой, сиреневой и розовой круговерти, уже разлита пьянящая весенняя благодать.
Романтические полотна Ларисы Бурханшиной всегда наполнены каким-то детским восторгом! При этом, она художник зрелый, потому что пишет портреты, что не под силу ныне многим живописцам-мужчинам. И какие портреты. Натурные! Передовики производства и труженики села давно исчезли со стен выставочных залов. Парадные портреты знаменитостей остались прерогативой столичных «мэтров» Александра Шилова или Никаса Сафронова. А в провинции нынче, в основном, пишут старательные, с внешним сходством, заказные портреты местных богатеев и членов их семейств (для заработка), а также умилительные или пафосные на потребу зрителям или выставкому.
Лариса пишет портреты давно, но только близких ей людей – по родству или по духу. Внешнего сходства она не чурается – напротив. Но это только один из компонентов, созданных ею образов. В композиции «Воспоминание о Самарканде», где Лариса проработала десять лет после окончания института, характерная поза и «медиативное» состояние модели, округлость форм и плавность линий, передают неспешную жизнь Востока. Под стать и колорит портрета – насыщенный синий цвет одежд, контрастирующий с расплавленным зноем, накрывшим 2,5-тысячелетний город и керамическая пиалушка, вторящая цветом и формой куполам знаменитых самаркандских медресе и минаретам. Хищная птица внизу, у самых ног модели, тоже имеет символическое значение, но об этом нужно расспросить художницу. Диву даёшься, как недавняя студентка, за десять быстротечных лет, сумела не просто расцветить своё творчество восточным колоритом, но и проникнуться значимостью многовековой культуры древней цивилизации.
Столь же блистателен портрет молодой женщины «Нинель», написанный контражур (фр. contrejour – против света), когда лицо изображаемой остается в тени, на что портретисты отваживаются очень редко. Здесь тоже слепящая фантасмагория солнечного света в проеме ворот и взгляд – прямой и чуть ироничный, исполненный достоинства. Настолько, что когда проходишь дальше, «живой» взгляд Нинели с портрета не оставляет тебя.
Лариса удивительно тонкий и внимательный художник. Посмотрите, с какой нежностью, бережно сплавляя тончайшие оттенки различных цветов, пишет она портрет сына. Как золотошвея, кропотливо, стежок к стежку, накладывает золотые и серебряные нити на святые лики, художница не просто лепит форму, а наполняет модель животворным внутренним светом.
Если вам неуютно в этом мире, с забитыми несъедобными суррогатами полками сетьевых маркетов и стремительно обновляющимися ценниками; с ледопадами на крышах и непроходимым снежным месивом и гололёдом под ногами; с вызывающими изжогу новостями местных телеканалов (вкупе с интернетом) с протараненными трамваями (смоленский новостной «хит»), развалившимися бараками и беспомощными стариками, с протекающими над их седыми головами крышами, то зайдите в Дом художника на ул. Б. Советской. Там в двух небольших зальчиках первого этажа вы увидите, что Красота не исчезла из нашей жизни. Она живёт в тончайших переливах лепестков в цветочных букетах, в живописных уголках древнего города, в лицах тех, кого мы любим и кто любит нас. Нужно только посмотреть на мир глазами Ларисы Бурханшиной и, кто знает, может и вы почувствуете, что какая-то неведомая сила приподнимает вас над землёй.
Владимир Аникеев.