Счастье-это от слова "сейчас" или "соучастие"? Немало лет ищет ответ на этот вечный вопрос бытия Ирина Кожевникова. Ищет в своих художественных работах, больших и малых: от наброска, этюда до целостного полотна. И все они вместе, десятки-сотни, складываются в автопортрет чувств мастера, который и ведет к зрительским раздумьям.
Ирина Кожевникова могла стать скульптором, потому что училась у народного художника СССР Альберта Сергеева и он пророчил ей эту судьбу, но она стала художником, которому подвластны все возможные жанры изобразительного искусства. Диапазон творчества Ирины Кожевниковой широк: это и лирический пейзаж, и камерный натюрморт. Её архитектурный пейзаж рассчитан ни на мимолетный взгляд туриста, а на вдумчивое созерцание зрителя, душа которого созвучна душе художника, способна к сотворчеству. Она удивляет, даже поражает многообразием техник. Это не пробы ради-каждую работу Кожевникова видит в своем материале, в присущей ей технике. В графическом листе "Скугрево. Многоцветие." любой желающий увидит буйное среднерусское лето, досматривая, дописывая его цветом и светом своих впечатлений.
В изящных работах Ирины Кожевниковой есть и филигрань черного и белого, и тонкие, воздушные кружева абрисов, и лаконичность цвета, и чувство стиля, и законченная композиция. Но гораздо важнее то миропонимание, мироощущение, которое проступает сквозь это сложное ажурное переплетение штрихов, линий, пятен... Женщина-художник, Ирина Кожевникова-мастер, а не мастерица. И всю жизнь она занимается не рукоделием, а искусством.
И все же техника, как бы она не совершенствовалась в работах Ирины Кожевниковой, для нее второстепенна- она лишь догоняет осознание мира художником, которое при встрече с объектом, с натурой порой порой происходит мгновенно, как озарение. Через дар Божий, интуицию, через осмысление времени, его перепадов, она приходит к той глубине познания, которая и называется красотой. Да, жизнь должна быть простой и красивой, напоенной любовью и верой- убеждена Ирина Кожевникова. Но, обнажая свое внутреннее "я", делясь сокровенным как художник-женщина, она оставляет нам право на неразгаданность её работ.
" Если это "не мое", я этого не делаю",- таково творческое кредо Кожевниковой. Если в картине не наступит "момент истины", то она не выставит её на суд зрителей. Поэтому одни произведения пишутся-переписываются месяцами, другие-раз и на много жизней.
Успенский собор и другие храмы, которые изображены на многих полотнах-это не просто любовь к архитектурному пейзажу. Это от глубокой веры. От православия. "Куда бы ни уходили от духовности, заветности, ты неизбежно к ней вернешься. Всё остальное суета сует", уверена Кожевникова. Именно это она проповедует своим творчеством, как бы повторяя за древними: "Через искусство имеете свет".
В работах Ирины Кожевниковой думающий зритель ощущает и частицу счастья и-соучастие.
Журналист Александр Стерхов.
Председатель смоленского отделения ВТОО "Союз художников России" Михаил Машков и художник Ирина Кожевникова на открытии выставки
Вернуться главную страницу
Вернуться на страницу события
|